Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Эллады :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
Разумеется, богам это пришлось не по вкусу. И по приказу Посейдона Пегас 
охладил 
неумеренный энтузиазм. Он сделал это тактично и аккуратно, но весьма 
недвусмысленно: тихо топнул ногой и ласковым ударом копыта бережно вернул гору 
в 
ее первоначальное состояние.
Вообще узда, по мысли богов, должна была играть решающую роль в жизни 
людей. Счастлив лишь тот, кто знает меру во всем. "Ничего слишком!"- гласила 
одна из популярнейших пословиц.

В меру радуйся удаче,
В меру в бедствиях горюй, -

писал греческий поэт. Мера означала порядок, красоту, закон. Нарушение ее 
- нарушение порядка, гармонии, а это ведет к несчастьям. Те, у кого слишком 
много силы, богатства, славы, становятся гордыми и заносчивыми. И неизбежна 
расплата.
Беллерофонт, приручивший Пегаса, забыл, видно, об уздечке, подаренной ему 
Афиной. Он возгордился и захотел взлететь на Олимп. Но хорошо усвоивший 
начальственные директивы конь не допустил такого святотатства и спокойно скинул 

своего хозяина на землю - да так, что тот от падения лишился разума.
Столь же непримирима была и сама богиня мудрости. Ей бросили однажды 
вызов. И кто? Какая-то ничтожная дочь простого ремесленника, ткавшая и 
вышивавшая одежду, как говорили, не хуже самой Афины. Богиня приняла вызов, и 
когда закончилось соревнование, выяснилось, что рукоделие смертной ничуть не 
уступает божескому творению. Поняла это и сама Афина. Однако ничейный результат 

явно не устраивал ее, и она опротестовала его в очень убедительной и корректной 

форме: она обвинила девушку в том, что та изобразила богов без должного 
почтения, разорвала ткань, а саму мастерицу превратила в паука, великодушно 
предоставив ей и ее потомству возможность вечно ткать и вечно висеть в паутине.
Столь своеобразное понимание справедливости не помешало, однако, Афине 
считаться стражем порядка на Земле. Она дала людям законы, ввела для них суды и 

народные собрания, следила за честным ведением военных действий. Сама грозная 
воительница, она победила гиганта Палланта (за это ее стали называть Палладой) 
и 
обтянула его кожей свой щит, на котором позднее укрепила отрубленную голову 
Медузы Горгоны. Афина приходила на помощь и могучим героям - Ахиллу, Одиссею, 
Гераклу, Персею, и выдающимся мастерам - художникам, и ремесленникам, и мудрым 
правителям.
Строгая, целомудренная, мужественная Афина не отличалась особым 
очарованием. Все признавали, что она прекрасна (некрасивых богинь у греков не 
было!), но настолько холодна и рассудительна, что способна остудить самые 
пылкие 
чувства.
Может быть, поэтому Афина так деятельно занималась именно мужскими делами 
- войной, управлением, ремеслом.
Мифы об Афине отражают определенную ступень в сознании древних людей, уже 
не только овладевших рядом профессий и освоивших важнейшие изобретения, но и 
сумевших оценить их значение. Естественно и то, что зачатки государственной 
организации, установление более или мене твердых общественных порядков 
расценивались как дар богов, пытавшихся объединить людей, привести их к 
согласию. Сама идея государственной власти рассматривалась как нечто 
необходимое, абсолютно справедливое и полезное. Показательно и то, что Афина 
совершенно не похожа на прежних богов, олицетворявших дикие, стихийные силы. 
Она 
довольно мало связана с природой и почти целиком переключилась на дела 
человеческие, став их высшим судьей.
К ней обращались за консультацией и мифические герои, и даже боги. К ее 
советам прислушивался сам Зевс, разрешавший ей спорить с ним. Что же касается 
смертных, то они безропотно отдавали себя на ее милость, а наиболее находчивые 
прикрывались ее авторитетом.
Уже в VII веке до нашей эры на афинском акрополе (так называли кремль, 
расположенный обычно на холме, в древнегреческих городах) существовал храм 
Афины, в котором стояла ее деревянная статуя, якобы упавшая с неба. О ней, как 
о 
покровительнице растущего у подножия акрополя города, говорил в своих стихах 
правитель Солон:

Город наш волею Зевса уже никогда не погибнет,
И благосклонны к нему боги пребудут всегда,
Ибо защитница, славная духом Афина Паллада,
Зевса державная дочь, руки простерла над ним.

А сменивший Солона тиран Писистрат скромно признавался, что богиня 
оказывает ему личное покровительство, а потому сомнений насчет законности его 
пребывания у власти быть не должно. Афиняне, тем не менее, все-таки усомнились 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-