|
Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
Когда отгремели битвы христиан с язычниками и христианство стало официально
признанной религией всей Европы, древние боги были изгнаны из этого мира.
Впрочем, остатки язычества сохранялись в сельской местности, где по-прежнему
бытовали древние традиции и верования, где отмечались праздники плодородия, где
совершались — в доме, в поле, на скотном дворе — языческие обряды либо втайне,
либо под видом христианских празднеств. И официальная религия не могла ничего с
этим поделать.
В нашей книге, посвященной языческим божествам Западной Европы, предпринята
попытка описать индоевропейскую мифологическую традицию (или Традицию, в
терминологии Р. Генона) во всей ее целостности и на фоне многовековой
исторической перспективы.
Предисловие
ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Когда отгремели битвы христиан с язычниками и христианство стало официально
признанной религией всей Европы, древние боги покинули этот мир. Впрочем,
остатки язычества сохранялись в сельской местности, где по-прежнему бытовали
древние традиции и верования, где отмечались праздники плодородия, где
совершались — в доме, в поле, на скотном дворе — языческие обряды, либо втайне,
либо под видом христианских празднеств. И официальная религия не могла ничего с
этим поделать.
«Возвращение» языческих богов связано с так называемым «ученым ренессансом»,
который обратил внимание на древние тексты, до тех пор отвергавшиеся церковью и
наукой как не представляющие ни малейшего интереса остатки языческих времен.
Так, в Исландии в XVII столетии епископ Бриньольв Свейннсон обнаружил
летописный свод, датируемый XIII в., который он назвал — по аналогии с «Эддой»
Снорри Стурлусона — «Эддой Сэмунда Мудрого».
[1]
Данное Бриньольвом название прочно закрепилось за рукописью, которую с тех пор
стали называть «Эддой Сэмунда», «Стихотворной Эддой» — или «Старшей Эддой», а
«Эдду» Снорри — «Прозаической», или «Младшей Эддой». Открытие Бриньольва
«вернуло» скандинавским народам их богов, тем паче что оно приблизительно
совпало по времени с Германским возрождением — периодом повышенного интереса
как ученых-филологов и любителей древности, так и широкой публики к древним
германским преданиям. Первое книжное издание «Старшей Эдды» (1787–1828)
готовилось в течение сорока одного года при непосредственном участии Якоба
Гримма, старшего из знаменитых братьев, автора фундаментального труда
«Германская мифология». Гримм и его соратники немало способствовали
«пробуждению тевтонского духа», который воспевали немецкие романтики
Готфрид-Август Бюргер, Людвиг Тик, Клеменс Брентано и квинтэссенцией которого
стала оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера — «последнего
немецкого романтика». В самой Скандинавии «тевтонским духом» напоены
произведения многих писателей и поэтов — Адама Оленшлегера, Эсайаса Тегнера,
Нурдаля Грига, Генрика Ибсена.
С предромантизмом и собственно романтизмом связан и очередной расцвет
европейской оккультной традиции, несколько захиревшей в рационалистическую
эпоху Просвещения. Эта оккультная традиция восприняла языческих, прежде всего
скандинавских богов, в первую очередь Одина-Вотана, и включила их в круг
«персонажей поклонения», а также начала активно использовать в своей практике
скандинавские (германо-скандинавские, иначе тевтонские) магические техники, в
особенности — магию рун. По замечанию современного автора, «у германских, или
тевтонских, народов есть свои уникальные формы магической практики — такие, как
рунические
гальдр
и
сейд
, но германцы также оказали огромное влияние на развитие того, что мы обобщенно
называем западной оккультной или магической традицией… Германские (или
тевтонские) маги и алхимики привнесли тщательную систематизацию, прагматизм и
новые научные методы в практическую магию Средневековья и эпохи Возрождения.
Это и стало краеугольным камнем позднейшего оккультного возрождения второй
половины девятнадцатого века, когда возникли такие общества, как „Золотая
Заря“».
Широко известный Герметический орден Золотой Зари, равно как его предшественник
— германский Орден Золотых Сумерек и последователи — Орден Восточного Храма А.
Кроули и Братство Сатурна Г. Грегориуса, — внесли немалую лепту в возрождение
интереса к «Северному Пути», то есть к мифологии скандинавских народов, причем
|
|