|
на основании мифологических текстов, рунических надписей на камнях и отрывочных
упоминаний о древних обрядах делались (и продолжают делаться) весьма смелые,
чтобы не сказать — безосновательные, предположения об «эзотерической сущности»
песней «Старшей Эдды», скальдических вис и драп и даже королевских и родовых
саг.
Историк масонства и «герметической науки» Мэнли П. Холл рассуждал о «мистериях
Одина», восходящих, по его мнению, к первому веку до н. э. и связанных с
посвящением в «символическую священную драму»: «Двенадцать дроттаров (жрецов. —
Ред.), которые руководили мистериями Одина, очевидно, персонифицировали
двенадцать священных имен Одина. Ритуалы этих мистерий были подобны ритуалам
греческих, персидских, браминских мистерий. Дроттары, символизировавшие знаки
Зодиака, были покровителями искусств и наук, которые открывались тому, кто
успешно проходил испытания посвящения… Мистерии Одина проводились в пещерах,
число которых было равно девяти и которые представляли Девять Миров мистерий.
Кандидат, ищущий допуска в мистерии, должен был возвратить к жизни Бальдра.
Хотя кандидат не понимал этого, он сам играл роль Бальдра. Он называл себя
Странником, пещера была символом миров и сфер Природы. Жрецы, которые посвящали
его, представляли солнце, луну и звезды. Три верховных инициатора — Возвышенный,
Равный Возвышенный и Высочайший — были аналогами боготворящего Мастера,
Младшего и Старшего Хранителей масонской ложи…
[2]
Подобно многим языческим культам, мистерии Одина как институт были уничтожены
христианством».
Ближе к середине XX столетия мотив «Северного Пути» был подхвачен нацистами.
Такие нацистские организации, как Общество Туле Р. фон Зеботтендорфа или
Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков
(печально знаменитое Аненербе), провозгласили своей целью изучение древней
германо-скандинавской литературы и популяризацию «культуры предков». Эти и им
подобные общества проводили многочисленные археологические раскопки, в том
числе — укрепления викингов IX века; активно издавали и переиздавали тексты, в
которых, как выражались идеологи той поры, «воплотился тевтонский дух» — «Песнь
о нибелунгах», другие образцы германского героического эпоса, а также либретто
опер Р. Вагнера, прежде всего — тетралогии «Кольцо Нибелунга».
В нацистской Германии мифология Севера и традиция «Северного Пути» трактовались
как идеологическая основа доктрины о превосходстве «арийской расы» над всеми
прочими народами Земли, то есть как теория развязанного нацистами геноцида.
Подобная трактовка привела к тому, что долгое время после Второй мировой войны
темы «тевтонского духа» и тевтонской магии оставались под негласным
общественным запретом. Лишь в 70-е годы XX столетия произошло подлинное
возрождение язычества, продолжающееся и по сей день.
Сегодня вполне очевидно, что христианская идея, христианская идеология, более
двух тысячелетий выступавшая стержнем европейской (и шире — евроатлантической)
цивилизации, себя фактически исчерпала: христианские ценности (десять
заповедей) по-прежнему не оспариваются и не отрицаются, однако христианская
идеология, будь то католичество, протестантство или православие, постепенно
утрачивает влияние на общество, превращаясь из идеологии в культурологию.
Христианский универсум, если воспользоваться современной политологической
терминологией, не выдержал вызова времени — и мало-помалу распадается; снаружи,
на межцивилизационном (С. Хантингтон) уровне, на него оказывают давление ислам
и многочисленные восточные секты, а изнутри этот универсум подтачивает новое
язычество.
Кредо современного язычества сформулировали Н. Пенник и П. Джонс в своей книге
«История языческой Европы»: «В последние годы многие европейские народы в
поисках основ для новой религии двадцать первого века начали обращаться к
собственной древней традиции. Эта новая религия, получившая имя „неоязычества“,
или просто „язычества“, в самом широком смысле, по сути, является формой
природного мистицизма. Она рассматривает Землю и все материальные вещи как
теофанию, излияние божественного начала, которое обычно персонифицируется в
лике Великой богини и ее супруга, Бога, мужского природного принципа. Считается,
что эти два начала объемлют все то, что уже есть, и то, что еще только будет.
В каком-то смысле это новая религия для новой эпохи. Современная мысль
воплощена в этих двух главных божествах, влияние которых скорее
взаимодополняющее, чем иерархическое или антагонистическое. Современные
язычники склонны видеть в богах и богинях персонификацию именно двух начал, в
отличие от античности, когда многие боги и богини воспринимались как подлинно
независимые, самодостаточные цельности. В своей наиболее широко
распространенной форме неоязычество больше похоже на теологию двух начал, чем
на политеизм древнеевропейской культуры».
Официальной датой возрождения европейского язычества можно считать 1972 год —
когда Свенбьерн Бейнтейнссон основал первую общину Асатру в Исландии, а Стивен
Макналлен — Свободное собрание Асатру. В 1980 году один из членов последней
группы, Эдред Торссон, организовал «Рунную гильдию» — группу приверженцев
Асатру, тщательно изучающих руническую магию. В США возникла также Община Одина,
постепенно распространившая свою деятельность и на Европу. В 1988 г. Эдред
Торссон совместно с Джеймсом Чизхольмом основали организацию «Вера» («Troth»),
которая занимается исследованиями в духе германского Общества Туле. На одном из
альтингов в Америке Асатру была названа «этнической религией коренного
населения Северной Европы». К практикам «Рунной гильдии» тесно примыкает община
|
|