|
насколько хватало взгляда; на этих водах спал человек, чье огромное тело
светилось собственным светом и озаряло тьму. Маркандея узнал Вишну и
приблизился к нему, но в этот миг спящий открыл рот, чтобы сделать вдох, и
проглотил мудреца. Тот очутился в зримом мире, с горами, лесами и реками, с
городами и селениями, и решил, что все виденное было сном. Маркандея
странствовал еще несколько тысяч лет и обошел всю вселенную, но так и не узнал
тайну ее возникновения. А однажды он заснул и снова очутился у изначальных вод
и увидел перед собой мальчика, спавшего на ветке баньяна; от мальчика исходило
ослепительное сияние. Пробудившись, мальчик открыл Маркандее, что он — Вишну и
что все мироздание есть проявление божества: «О Маркандея, от меня происходит
все, что было, есть и будет. Повинуйся моим вечным законам и странствуй по
вселенной, заключенной в моем теле. Все боги, все святые мудрецы и все живые
существа пребывают во мне. Я — тот, кем проявляется мир, но чья майя остается
непроявленной и непостижимой».
Обитель Вишну — Вайкунтха — находится на вершине мировой горы Меру.
Большинство мифов о Вишну связано с его воплощениями — аватарами. Аватары
свойственны не только Вишну; так называются все божества, сходящие в мир людей
и воплотившиеся в смертных существ, дабы защитить тех, кто им поклоняется, и
восстановить мир и справедливость. В «Адипарве» (первая книга «Махабхараты»)
рассказывается о том, что на земле все больше демонов стало рождаться царями,
наделенными могуществом. И тогда «творец существ» Брахма повелел другим богам
для обуздания демонов воплотиться на земле «отдельными частями». Как сказано
далее, «небожители… воплотились по своему желанию в родах брахманов и
царственных мудрецов. Они убили данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, а также
людоедов и многих других существ».
Впрочем, наиболее известны именно аватары Вишну.
[38]
Этих аватар десять — рыба (Матсья), черепаха (Курма), вепрь (Вараха),
человек-лев (Нарасинха), карлик (Вамана), Рама с топором (Парашурама), Рама,
Кришна (или Баларама), Будда и белый конь (Калки). Этими десятью аватарами
перечень воплощений Вишну не исчерпывается, но именно они считаются важнейшими.
В «Махабхарате» Кришна, одна из аватар Вишну, объясняет божественные побуждения
герою Арджуне:
Постиг я три мира, свершил все свершенья,
Но действия не прекращаю движенья.
А если б не действовал я, то в безделье
Все люди бы жить, как и я, захотели.
Исчезли б миры, если б дел я не множил.
Все касты смешав, я б людей уничтожил.
[39]
Первая аватара, Матсья, и связанный с нею миф представляют собой вишнуитское
перетолкование мифа о всемирном потопе. В «Махабхарате» говорится, что
прародителя людей Ману спас от гибели в водах потопа обернувшийся рыбой Брахма,
а пураны приписывают эту же роль Вишну.
В образе черепахи Курмы Вишну был опорой горы Мандары, используя которую как
мутовку, боги и асуры пахтали молочный океан:
Тут и боги, и асуры к Царь-черепахе —
к исполинской Акупате обратились:
«Став для этой горы надежной опорой,
ты, почтенная, соизволь помочь нам».
Черепаха, ответив им: «Так и будет!» —
под громадную гору подставила спину,
А чтоб крепко на ней держалась вершина,
Индра создал особое вооруженье.
|
|