|
разрушению; это релятивистское и философское понимание строя триады не всегда
совпадает с богословским или сектантским. Точно так же, как вишнуиты
превозносят Вишну, шиваиты возводят на его место Шиву, приписывая ему
могущество Брахмана; поскольку в конце времен все должно подвергнуться
уничтожению, наивысшим, по их мнению, следует считать воплощение именно этой
силы, которая господствует и тогда, когда видимым превосходством обладает
входящий в триаду хранитель». Нередки толкования Тримурти как трех ипостасей
единого божества, которое объединяет в себе все три функции
(творение-сохранение-разрушение) и носит, как правило, имя Вишну (Нараяны) или
Шивы.
Известен миф о споре Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин первенства
в триаде. В разгар этого спора перед божествами появился божественный лингам
(атрибут Шивы), «столб, подобный сотне пожаров, поглощающих вселенные, не
имеющий ни начала, ни середины, ни конца, несравненный и неописуемый».
Превратившись в вепря, Вишну устремился на поиски основания лингама, тогда как
Брахма, обернувшись гусем, полетел вверх, дабы достичь вершины столба. Спуск
Вишну и подъем Брахмы длились тысячу лет, но оказались тщетными, и потому оба
бога были вынуждены склониться перед могуществом Шивы.
По другой версии того же мифа, Брахма сказал, что достиг вершины столба, но
Шива раскрыл его ложь и в наказание отрубил Брахме голову, а Вишну, который
признался, что не сумел достичь подножия лингама, назвал величайшим среди богов
триады.
Вишну поклонялись уже в ведийский период: он упоминается в ряде гимнов
«Ригведы» как помощник Индры в поединке с демоном Вритрой, а два гимна
посвящены ему целиком. В этих гимнах Вишну и Индра как бы меняются местами —
теперь Индра становится помощником Вишну:
Этой силе духа его, связанного с Марутами, устроителя (обряда),
Следует царь Варуна, ей (следуют) Ашвины.
Он обладает высшей силой действия, находящей день,
Когда Вишну вместе с другом открывает загон (с коровами).
Божественный Вишну, который поспешил сопровождать
Индру — благодетеля как еще больший благодетель,
Устроитель обряда, имеющий три жилища, придал жизни арию.
Он выделил жертвователю долю во (вселенском) законе.
Три шага Вишну, которыми он измерил сферы мироздания, традиционно толкуются как
сотворение трех миров — неба, земли и преисподней.
В брахманах Вишну постепенно приобретает статус верховного божества, который
получает окончательное оформление в пуранах, прежде всего в «Вишну-пуране», в
которой, к примеру, говорится: «Тот, кто ублажает Вишну, обретает все земные
радости, место на небесах и, что лучше всего, окончательное освобождение». Яма,
царь мертвых, произносит в той же пуране такие слова: «Я господин всех людей,
кроме вишнуитов. Я был поставлен Брахмой, чтобы обуздывать людей и соразмерять
добро и зло. Но тот, кто почитает Хари, неподвластен мне. Тот, кто своим святым
знанием поклоняется лотосоподобной стопе Хари, освобождается от бремени грехов».
А «Бхагавата-пурана» подчеркивает первенство Вишну в Тримурти: «Именно я был
вначале. Затем я — это то, что есть; и то, что должно остаться, — это я. Знайте,
все, что только может возникнуть в уме, будь то свет или тьма, все, кроме
Первопричины, есть Майя, или заблуждение ума. Подобно тому как великие элементы
находятся в различных существах, хотя и не входят в них, так же и я в них, хотя
и не в них».
Как верховное божество Вишну принимает в себя других богов — таких, как
Васудева или Нараяна. Постепенно эти боги становятся эпитетами Вишну, пополняя
многообразие его имен; в «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче
имен Вишну».
Чаще всего Вишну изображают возлежащим на мировом змее Шеше; у его ног сидит
богиня Лакшми, а из пупа Вишну вырастает лотос, в цветке которого восседает
Брахма. У иконографического Вишну обычно четыре руки, в которых он держит
раковину, метательный диск, булаву и лотос. Это традиционное изображение
связано с мифом, согласно которому в конце каждого мирового цикла Вишну вбирает
в себя Вселенную и погружается в сон; когда он просыпается и замышляет новое
творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма,
выполняющий собственно акт творения.
Известен миф о мудреце Маркандее, который в течение многих тысяч лет предавался
благочестивым размышлениям, совершал жертвоприношения и аскетические подвиги и
в награду пожелал узнать тайну происхождения возникновения вселенной. Его
желание мгновенно исполнилось: он очутился у изначальных вод, простиравшихся,
|
|