Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 



Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни,
Ни нашим коровам, ни коням не причини вреда!


В то же время Рудру призывают как защитника и даже как целителя:


Что можем мы сказать Рудре,
Прозорливцу, самому щедрому, сильнейшему, —
Самого радостного для (его) сердца?




…Чтобы сделала нам Адити
Для охоты, для мужей, чтобы для коров,
Чтобы для потомства — (целебное средство) Рудры!




Повелителя песни, повелителя жертвы —
Рудру с успокаивающим целебным средством
Мы просим об этой милости для блага и счастья.


С Рудрой связан миф о первом жертвоприношении. По брахманам и «Махабхарате», 
Дакша, «владыка созданий», устроил на горе Химават жертвоприношение во 
искупление грехов и созвал всех божеств, кроме Рудры. Разгневанный Рудра 
пронзил приготовленную жертву стрелой, и она превратилась в созвездие, после 
чего он напал на тех, кто собрался на вершине горы, и отрубил голову Дакше. 
Голова укатилась, и ее не смогли найти, поэтому приставили Дакше в конце концов 
голову козла. Усмирить ярость Рудры сумел только Брихаспати.



«Атхарваведа» называет Рудру тысячеглазым богом с черным животом и красной 
спиной; по «Ригведе», он — «рыжий бык неба». В эпосе и пуранах рассказывается о 
рождении Рудры из бровей Брахмы. Он был наполовину мужского облика и наполовину 
женского; по велению Брахмы это двуполое существо разделилось на мужчину и 
женщину.
В поздней традиции имя Рудры стало одним из эпитетов Шивы.
Как уже говорилось, многие божества индийского пантеона, особенно боги вед, 
нередко «дублируют» друг друга по своим функциям. Примером подобного 
дублирования могут послужить божества солнца. «Ригведа» связывает с солнцем 
Митру, Савитара, Ашвинов, Сурью, Пушана, Вивасвата и Ушас; различия между этими 
божествами в большинстве случаев провести крайне сложно. Так, Савитар часто 
отождествляется с Сурьей и с Пушаном; Вивасват — эпитет Сурьи и т. д.; кроме 
того, эти боги состоят между собой в тесных родственных отношениях: Ушас — дочь 
и жена Сурьи и мать Ашвинов, возлюбленная Пушана, Пушан, в свою очередь, — 
жених дочери солнца и вестник Сурьи, близнецы Ашвины — дети Вивасвата или Ушас, 
они же — братья Ушас, отцы Пушана, Савитар — отец Сурьи и т. п.
Мифы о солярных божествах столь же многочисленны и противоречивы, как 
родственные связи этих божеств. С Вивасватом связан миф о творении людей. Этот 
бог признавался восьмым сыном Адити; он родился без рук и без ног, и тогда его 
старшие братья Митра, Варуна и Бхага отсекли ему все лишнее, чтобы он оставался 
гладким со всех сторон, — из этого лишнего и возникли люди. По одной из версий 
мифа, именно Вивасват (а не Дакша) совершил первое жертвоприношение и даровал 
людям огонь. Савитар, по «Ригведе», — «золотой господин мира» и одновременно 
колесничий солнца:


Удерживатель неба, господин (всех) существ в мире,
Он надевает на себя золотистую одежду, (этот) поэт.
С всеобъемлющим взором, простирая ширь (и) заполняя ее,
Савитар породил благодать, достойную хвалы.


* * *


Вот он поднялся, этот бог Савитар, чтобы еще раз
Привести (все) в движение, он, занятый (такой) работой, возница солнца —
Ведь сейчас он одаряет богов сокровищем
И выделил долю на счастье (почитателю), приглашающему (богов) на жертву.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-