|
«превратился» в безличный мировой принцип, а в сутрах, вдобавок, произошло
отождествление этого божества с Брахмой.
«Атхарваведа» связывает с Праджапати (и с Пурушей) представление о Скамбхе —
абстрактном божестве, вселенской опоре, раме, в которую заключено мироздание.
Гимн гласит:
В его которой части жар вселенский?
В его которой же закон вселенский?
И где же в нем обет и в чем же вера?
В которой части утвердилась правда?
В его которой части земь утвердилась?
В его которой части поднебесье?
В его которой части свод небесный?
В его которой же он выше неба?
В котором же упрочил Праджапати
все миры которым был опорой
поведай же каков он этот Скамбха?
В коем же земля и поднебесье
в коем же небо уместилось
где Агни и где луна и солнце
и где ветер пребывает вечно…
В коем Пуруша в коем смерти
и бессмертия средоточье
в коем море и Пуруша в коем
кровеносных вен средоточье…
У кого четыре страны света
словно вены набухшие кровью
в коем жертва вперед подвиглась…
Золотой зародыш почитают
наивысшим люди несказанным.
Это Скамбха излил вначале
это золото в лоно мира.
Чету земли и неба держит Скамбха.
И поднебесия просторы держит Скамбха.
И света шесть сторон широких держит Скамбха.
Он мироздание все проницает Скамбха.
Он же тьму оттеснил собою.
Он же зло от себя отринул.
Три светила в нем пребывают
все пресущие в Праджапати.
В позднейшей литературе (пураны, «Законы Ману») Праджапати становится эпитетом
Брахмы и «воплощается» в десяти существах — владыках порождений. Эти десять
праджапати, действовавших по воле Брахмы, создали богов и божественные обители,
добрых духов и грозных великанов, огромных змей и птиц с могучими крыльями.
Прежде же всего они сотворили семерых Ману — наставников мира — и семерых
|
|