|
заболел и вскоре умер…
Любопытно, что не так уж редко описания встреч с Дивным Народом оказываются
связанными с некими совершенно реальными предметами — подаренными эльфами или
украденными у них. Классический пример истории последнего рода — случай с
драгоценной чашей, долгое время хранившейся в сокровищницах королей Шотландии и
Англии. История эта была записана британским хронистом XII века Вильямом
Ньюбриджским; позднее она приводится в
Guilielmi Heubrigensis Historia, sive Chronica Rerun Anglicarum
— труде Томаса Кейтли. Рассказ Вильяма Ньюбриджского цитируется и в известном
сборнике К. М. Бриггс
9
. Приведем его и мы.
В
провинции Дейри
10
, не так далеко от места, где я родился, случилась чудесная вещь, о которой я
знал, еще будучи мальчиком. В нескольких милях от побережья Восточного моря
есть небольшой городок [...].
Некий крестьянин из этого городка отправился однажды навестить друга, жившего
неподалеку. И вот, будучи немного навеселе, он возвращался домой, — а было уже
довольно поздно, — как вдруг из могильного кургана, возвышавшегося чуть в
стороне от дороги, не дальше, чем в четверти мили от города, — из этого кургана
он вдруг услышал голоса поющих людей и звуки веселого пира. Он удивился,
недоумевая, кто бы это мог в таком месте нарушить тишину мертвой ночи своим
весельем, и решил выяснить это, подойдя поближе, увидев открытую дверь на
склоне кургана, он поднялся к ней и заглянул внутрь; и там он увидел огромные
светлые покои, полные людей — и мужчин, и женщин, которые возлежали на
торжественном пиру. Один из пирующих заметил крестьянина в дверях и поднес ему
чашу. Он принял чашу, но пить не стал; а, потихоньку вылив содержимое, прибрал
ее к рукам и сам незаметно улизнул. Великое смятение началось, когда пирующие
заметили, что незваный гость унес чашу; все бросились догонять его, но
крестьянин-таки сумел скрыться и вернулся в город со своей добычей.
В конце концов эта чаша из неизвестного материала, необычного цвета и странной
формы, была преподнесена Генриху Старшему, королю Англии, как очень ценный дар;
затем она была подарена брату его королевы, Давиду, королю Шотландии, и
некоторое время хранилась в шотландской сокровищнице. А несколько лет назад,
как я слышал от одного очень известного и благородного человека, король
шотландский Вильям подарил чашу Генриху II
11
,
когда тому захотелось на нее взглянуть…
* * *
Кто же такие эльфы,
Дивные?
Было бы очень сложно — да, вероятно, и не нужно — обсуждать здесь и сейчас
вопрос об их «реальности». Гораздо интереснее другое — как они воспринимались
изнутри
древней европейской Традиции.
Совсем поздние представления об эльфах как о маленьких прелестных существах с
крылышками, порхающих с цветочка на цветочек, можно даже не рассматривать — это
в чистом виде плод литературной фантазии Нового Времени
12
Не выдерживают критики — с точки зрения Традиции — и позднесредневековые
трактаты о магии, в которых эльфы описываются как стихийные духи воздуха, в
одном ряду с саламандрами (огонь), ундинами (вода) и гномами (земля), — не
существует
ни одного
древнего германского или кельтского источника, в котором эльфы рассматривались
бы с этой точки зрения.
Зато в древних текстах (например, в английском «Беовульфе») есть указания —
пусть краткие, в одну фразу — на то, что люди и эльфы происходят от одного
корня. Это позволяет нам взглянуть на проблему совсем с другой стороны, —
назовем ее, условно, «метаисторической».
Наиболее интересна в этом отношении ирландская традиция, имеющая, пожалуй,
самый обширный корпус «метаисторических» текстов, связанных с Дивным Народом. В
«Книге Захватов Ирландии»
|
|