|
что были материальны: фактически, это — мертвецы, поднятые из могил магами или
не нашедшие после смерти покоя в результате действия какого-либо проклятья. Во
времена викингов их побеждали физической силой или смекалкой (см., напр., «Сагу
о людях из Лососьей Долины», «Сагу о людях с Песчаного Берега», «Сагу о
Греттире»).
Haug-bui
— «обитатель жертвенного кургана». Знатных людей (или великих викингов)
хоронили сидя, в искусственно насыпанных холмах (или даже засыпали землей в
целых викингских судах), в окружении груд сокровищ, туш животных и т. д. Многие
саги повествуют о том, как герои вламывались в эти курганы, и после страшной
борьбы с их обитателями
(haug-buar)
, отнимали у них разные ценности, в основном — прославленное оружие (см., напр.,
«Сагу о Греттире», «Сагу об Эгиле Одноруком и Асмунде Губителе Берсерков»:
Egils saga einhenda ok Asmundar berserkjabana, «Сагу о Хёрде и островитянах»).
Некоторые интересные подробности добавляет средневековый исландский закон о
преследовании людей, совершающих языческие обряды из сборника законов «Серый
Гусь». Приведем здесь его текст с краткими комментариями:
О языческом поклонении (
blot-skapr
123
)
1) Люди будут верить в единого Бога и не будут приносить жертвы языческим духам
(heithnar vaettir
124
).
2) В том же случае человек приносит жертвы языческим духам, если он посвящает
(signa)
свой скот не Богу или его угодникам, но другим. Если человек приносит жертвы
языческим духам — наказуется это малым изгнанием.
3) Если человек занимается заклинательной магией
(
galdrar
)
или ведовством
(
fjol-kyngi
)
и творит магию сам или же позволяет творить для себя или своего скота,
наказанием ему будет служить малое изгнание; и будет он для провозглашения
этого обвинения вызван
[на суд]
из дома и судим судом двенадцати.
4) Если человек занимается злым колдовством
(fordaepu-skapr),
наказуется это полным изгнанием. И это злое колдовство, если человек вызывает
своими словами или ведовством болезнь или же гибель скота или людей. Сие будет
судиться судом двенадцати.
5) Люди не будут промышлять
(волшебными)
камнями или заклинать
(magna)
их для того, чтоб вешать на себя или на других людей или же скот. Если человек
верит в то, что такие камни полезны для здоровья людей или скота — наказуется
это малым изгнанием.
6) Человек не будет владеть скотом нерожденным
(fe uborit).
Если у человека есть скот нерожденный и он скрывает то, что он верит скорее в
силу такого, чем другого скота, или же потакает он суевериям
(hindr-vitni
|
|