|
125
)
любого рода как оговорено — наказуется это малым изгнанием.
7) Если человек впадает в ярость берсерка
(ganga berserks-gang),
также наказуется это малым изгнанием. И также наказуются те мужи, которые в то
время рядом с ним находились, если они не помешали ему при этом. Но никто из
них не будет наказан, если они смогли помешать ему. Если же он опять ярится —
также наказуется это малым изгнанием, хотя бы его и остановили.
Примечание:
«Промышлять (волшебными) камнями»
— здесь имеются в виду, скорее всего, традиционные «нашейные» амулеты, которые
назывались
lyf-steinar
(см., напр., «Сагу о Кормаке»:
Kornaks saga),
или же амулеты, вделанные в рукоятки мечей (см. «Сагу о людях из Лаксдаля» и тд.
), но не «камни жизни»
(lif-steinar)
работающие по принципу иголки из яйца Кощея Бессмертного.
Magna
— «заклинать», т. е. придавать или увеличивать чудесную силу. Имеется в виду
определенный чародейский процесс, когда посредством различных обрядов или
ритуалов с заклинаемой вещью делились своей собственной магической мощью (ср.
сила чародея), либо же силой, собранной с других предметов (ср. сила земли,
луны и т. д.). Существа и предметы, обладающие большей силой, чем другие,
назывались
magnat, aukin
(др.-англ. e
асеn),
т. е. буквально, «увеличенными». Этот термин приложим как к могучим воинам,
конунгам или чародеям, так и к драконам, к их сокровищам, к священным животным,
«усиленным» жертвоприношениями и почитанием и т.д. В древнеанглийском языке
беременная женщина называлась
eасеn,
«увеличенная ребенком»;
eacnung
обозначало «благой прирост, богатство, удачу». В исландской литературе Один
заклял
(magnat)
отрубленную голову Мимира, т. е., дословно, — совершил над ней «увеличение
силы», и она стала говорить (см. «Сагу об Инглингах»). А колдунья Турид закляла
(magnat),
т. е. «увеличила силу» корня, принесшего погибель Греттиру Сильному.
Fe uborit,
«скот нерожденный». Имеются в виду вырезанные из утробы до рождения ягнята или
телята (ср. происхождение материала каракульча) или они же, полученные в
результате кесарева сечения. Кожа нерожденного скота упоминается в исландском
чародейском лечебнике XV века как материал для нанесения на него магических
знаков
(гальдроставов).
Термин
uborinn
в качестве прозвища применялся и к людям, появившимся на свет при помощи
кесарева сечения, ибо им также приписывали особую силу.
КАРТА ИСЛАНДИИ С УКАЗАТЕЛЕМ МЕСТ, УПОМЯНУТЫХ В РАССКАЗАХ
Запад Исландии:
|
|