|
Гюннлауг ответил:
—Не выйдет мне никакого вреда, — говорит он... И он отправился в путь.
…В тот вечер он так и не объявился домой. Говорили о том, что надо бы выйти на
его поиски, да ничего так в итоге и не предприняли. Ночью, когда Торбьёрн
Толстый выглянул из дому, обнаружил он своего сына Гюннлауга пред дверьми — тот
лежал там и был безумен. Тогда занесли его внутрь и стянули с него одежды.
Оказалось, что он весь покрыт синяками, и плечи его залиты кровью, а плоть в
том месте сорвана с костей. Так и пролежал он всю зиму израненный, а люди много
толковали о его недуге. Одд Катлов сын утверждал, что Гейррид «ездила» на нем…
и большинство местных жителей полагало, что так оно и было на самом деле.
Весной, в день вызова в суды, поскакал Торбьёрн Толстый в Мава-хлид и вызвал
Гейррид на тяжбу, обвинив ее в том, что она суть вечерняя наездница (
kveld-ritha
) и причинила вред Гюннлаугу…
120
Что касается «механики» полета наездницы-тролля, то вряд ли древние скандинавы
верили в возможность настоящего физического полета ведьмы на человеке по
воздуху. Возможно, ключ к этому явлению следует искать в скандинавском
представлении о том, что человек состоит из девяти основных частей (т. е. тело,
душа, тень, воплощенная мысль-желание, родовая удача, передаваемая по
наследству, и т. д.).
Spa-domur
— «пророчество, прорицание». Спектр значений этого слова в древнескандинавском
языке довольно велик — оно может быть применено как к языческим
прорицательницами — вёльвам
(volva),
— которые ворожат при помощи рун и песен, призывающих духов, так и к библейским
пророкам. (Сравн. др.-исл. название знаменитейшей песни «Старшей Эдды» —
Volu-spa,
«Прорицание вёльвы».)
Land-vaettur
— дословно «дух земли». К тому их определению, которое дано в приведенном выше
церковном законе, можно лишь добавить, что обычно в скандинавской традиции
land-voettur
— это дух-покровитель того или иного места, который может принимать любой облик
и обладает силой изгонять из своих земель неугодных ему смертных.
К
land-voettir
'ам часто обращались за помощью, или же пытались магическими способами
принудить их к исполнению своей воли.
Uti-setur
— мн. число от
uti-seta,
что в буквальном переводе означает «сидеть снаружи». Это был один из способов
гадания о будущем в германо-скандинавской традиции. Вот пример из «Истории
Хакона Широкоплечего»:
Люди говорят, что Гюннхильд, приемная мать конунга Хакона, совершила магические
ритуалы (
uti-seta
) ради победы Хакона, и что полученный ею ответ велел им воевать с конунгом
Инги ночью, но ни в коем случае не днем, и тогда удача будет на их стороне.
Считают, что Тордис Сеггья была той женщиной, которая «сидела ночью под
открытым небом» исполняя
uti-setur
121
|
|