|
и когда
верят в духов-покровителей земли
(land-vaettir),
что те-де обитают
в рощах или в курганах-могильниках
(haugum)
или в водопадах; также ночные волхования под открытым небом
(uti-setor)
с целью вопрошать о судьбе, и те, кто отказывается от Бога и святой церкви с
тем, чтобы отыскивать сокровища в курганах-могильниках или же
другими способами богатыми или мудрыми становиться; также те, кто пытаются
не-мертвых
(drauga)
пробуждать
(vekja upp)
или обитатателей курганов-могильников
(haug-bua).
Если некто обвинен и изобличен в том, что он практикует эти дурные верования и
языческую ересь, или потакает тем, кто подобным занимается, — объявляется он
тогда вне закона, а все имущество его принадлежит — половина конунгу, а
половина епископу.
Но если говорит человек конунга или управляющий епископа, что некто практикует
вышеперечисленное
,
и не может законным путем сие
против него доказать, — пусть
тогда обвиненный
отрицает сие клятвой двенадцати
(tylftar-eidhr),
и если окажется он не в состоянии это произвести, то объявляется вне закона.
(Юридический комментарий:
tylftar-eidhr — так называемая «клятва двенадцати». Г. Вигвуссон в своем
«Исландско-английском словаре» пишет: «По древненорвежским законам, обвиняемый
мог быть оправдан совместной клятвой, принося которую, он клялся сам, и вместе
с ним еще определенное количество других людей. Они назывались «помощниками по
клятве». Таким образом, клятвы различались по числу помощников. В случае
тяжкого преступления (предательство и т. д.) их должно было быть двенадцать —
отсюда
tylfar-eidhr,
«клятва двенадцати». И это было самое большое (из предусмотренных законом)
число со-клянущихся».
П.Б.Ду.Чайллу в «Викингском веке» уточняет:
«
Tylftar-eidhr
имела две разновидности, а именно, не очень строгую клятву, вместе с так
называемыми
fanga-vitni
, когда обвиняемая сторона могла сама выбирать себе своих «помощников по
клятве», и более суровую, с
nefndar-vitni
, когда каждая из сторон выбирала по шесть человек не родственников и не врагов.
Если кто-то один из этих двенадцати отказывался приносить клятву в
невиновности обвиняемого — дело считалось проигранным.»
)
В этом церковном запрещении упомянуты практически все основные формы
германо-скандинавской магии, встречающиеся в сагах и других произведениях.
Исключение составляют сейд
(seithur),
руны
(r«'u·nir),
а также
lyf
и
tofrar.
Однако ссылки на данные типы магии можно обнаружить в других пунктах этого же
закона.
|
|