|
они туда, где река низвергалась вниз из ущелья. Вот тут и были доказаны слова
древней пророчицы
(вёльвы),
которая давно вещала что: «Девять помню я миров, у девяти корней могучего
Древесного Мерила под землей»
(песнь «Прорицание вёльвы» в Старшей Эдде),
поскольку там [куда спустились Торстейн и парнишка-льювлинг] были зеленые поля
и мягкая прекрасная трава, растущая повсюду в изобилии.
Из рукописи «Tith fordrif», написанной Йоуном Гвюдмундссоном Ученым в 1644 году.
В сборнике Й. Арнасона есть несколько более поздних исландских историй, где
встречается термин
gand-reith,
но там он уже почти полностью утратил свое исходное значение полета на
колдовском посохе
96
. Весьма интересные соображения относительно нескольких значений термина
gandr
можно найти в книге норвежского профессора Магнуса Ульсена
97
.
ГВЮДБЬЯРТ ЛОХМАТЫЙ И ХОЛАРСКИЙ ЕПИСКОП
По рукописи священника Скюли Гизлассона с Большого Пика
Священник Гвюдбьярт из Лофаса слыл наилучшим ведуном
98
Исландии XV века, однако не вредил он никому своим ведовством, ибо был очень
добрым человеком, Но все же из-за слухов о его занятиях магией на него
ополчился епископ из Холара и надумал лишить Гвюдбьярта сана. Отправился он из
дому, с этой целью, вместе с несколькими священниками и служками. Но как только
отошли они от дома, так потеряли дорогу и совсем перестали узнавать местность,
по которой шли. И длилось все это, покуда не вернулись они назад в Холар и не
взошли обратно в общую комнату.
В другой раз собрался епископ в путь, да забрел со всеми своими людьми на север,
на пустошь Хьяльта-дальс-хейди. Закружила их там внезапно поднявшаяся метель;
встречный ветер и снег, застывающий скользким настом, мешали идти вперед.
Все вокруг стало молочно-белым. Вдруг свело животы всем, кто там был, да так,
что пришлось немедленно облегчиться, но когда собрались они подняться, то не
смогли. Вскоре они совсем замерзли и поняли, наконец, что нет никакого иного
выхода, кроме как повернуть домой. Не обошлось без того, что люди стали
высмеивать эти путешествия епископа, но никогда не делал этого священник
Гвюдбьярт. Он говорил, что епископ не находит дороги к нему, ибо не нуждается
для того в столь многочисленной свите.
Спустя некое время приключилось епископу быть с еще одним человеком на севере в
Эйа-фьордах. Решили они (благо было по пути) заглянуть к священнику Гвюдбьярту.
Быстро добрались они до церквушки в Лофасе, но случилось так, что никого не
было снаружи. Тогда зашел епископ в общую комнату и увидел, что священник сидит
за столом, подперши рукой щеку, а перед ним развернута книга. Схватил ее
епископ, но как ни вертел — не увидел в ней ничего, кроме чистых неисписанных
страниц. Спросил он у священника, для чего ему эта книга. Тот отвечает, что
использует ее для проповедей.
– Ты, я думаю, держишь ее для службы нечистому, — сказал епископ гневно.
Но едва слетели эти слова с его губ, как увидел он бездну темно-синего пламени,
разверзшуюся прямо у его ног. И черная рука схватила его за полу накидки и
потащила в огонь. Заголосил тогда епископ и взмолился:
– Бога ради, помоги мне, господин священник!
Протянул ему Гвюдбьярт руку и сказал:
– Нечистый! Изыди от него!
Стало затем опять все по-прежнему. Тогда молвил священник:
– Немудрено, что недруг рода человеческого всегда оказывается поблизости с.
теми, у кого на устах имя его, и с теми, кто не желает мира Господнего тому
дому, в который они приходят. Не в привычке у меня так поступать, хоть и
обвиняешь ты меня в том, что я оставил истинную веру.
Тогда смягчился епископ в речах, и разговаривали они долго. После того
расстались они друзьями; говорил епископ, что желает всем быть столь же
богобоязненными, как Гвюдбьярт. Никогда не пользовался священник более своим
ведовством.
Торкелем звали сына священника Гвюдбьярта. Он написал первую книгу рун «Серая
Кожа», которая стала источником всего колдовства
99
|
|