|
dwimmer-crafty
(«Властелин Колец», том 2, гл. II). Вероятно, разница тут в технологии создания
иллюзий и в тех целях, которые преследует создающий эти иллюзии «многознающий».
Белые зрительные обманы нацелены на развлечение (сравн., например, исл.
kukl
— «фокусников», или эльфийские оживающие драмы), на спасение (сравн. «Сагу о
Хёрде», где описано, как чародейка Скроппа пыталась путем наведения морока
спасти себя и хозяйских дочерей от грабителей: те видели вместо Скроппы и дочек
ясеневые сундуки). В этой связи следует вспомнить также истории о Перусе или
«Визит в холм», где священник Эйрик проучил назойливого «сую-нос-в-чужие-дела».
Все это — создание нематериальных иллюзий посредством внушения, гипноза (?),
искусства слов и т. д. Черные иллюзии творят через вызов и мучение душ умерших,
«поднятие» мертвых, пособничество злых духов (демонов), и делают это с целью
запугивать, терзать и т. д., с тем, чтобы подчинить кого-либо своей воле.
Описание того, как страшные женщины возвращаются, неся в руках нож и корыто,
живо напоминает следующий эпизод из «Саги о Греттире»:
Торстейном Белым звали одного человека…
У
него была жена по имени Стейнвор… Считалось,
что на дворе у них неладно — захаживают туда тролли… Около полуночи гостивший
там Греттир
услыхал снаружи страшный шум и вслед за тем вошла в покои огромная великанша. В
одной руке она держала корыто, а в другой огромный нож. Войдя, она осмотрелась
и, увидев Греттира
,
бросилась на него…
«Сага о Греттире», гл. LXIV— LXV изд. подг. А. О. Смирницкая. М. И.
Стеблин-Каменский
ГЕЙРМУНД ВЕРЗИЛА И ЭЛЬФ
из сборника свидетельств об истинности существования эльфийскогонарода,
составленного Олавом Свейнссоном с острова Пюрк-ей
Когда был я оседлым бондом в Арна-стапи
78
, однажды вечером под Новый год треть или четверть моих домашних и работников
покинула хутор и вышла за ограду. И увидели они, как вереница нагруженных
лошадей спускается по полю вниз. Никто из них не удосужился пересчитать,
сколько именно было лошадей; однако явно не меньше десятка, не считая трех
всадников: незнакомых женщин в седлах. Подъехали они со своим караваном к
одному холму, который находится среди тамошних скал прямо над ущельем под
названием Пумпа, и исчезли, как показалось людям, внутри этого холма.
Разумеется, был то Сокрытый Народ, переезжающий на зимние свои квартиры.
Заметил я, когда жил в Арна-стапи и поблизости от Хелла, что Сокрытый Народ
обитает там повсюду в холодных скалах, но не знаю я, какой народ населяет
остывающую горную породу или
лавовые пустоши
. Посему сошлюсь я в этом моем рассказе на то, что говорится в саге о Гейрмунде
Верзиле:
Тогда добрался я до большого лавового поля; и был я в скверном положении,
потому как недруги мои шли за мною по пятам, и расстояние между нами быстро
сокращалось, того и гляди, настигнут меня. Стремглав бросился я по этому полю,
они же — за мною следом. И увидел я вдруг на незнакомца, облаченного в серую
короткую куртку из грубой ткани; он же обратился он ко мне с такими словами:
—Плохи твои дела, Гейрмунд Верзила, ведь именно так можно сказать, когда враги
твои настолько близко, а ты уж из сил совсем выбился. Но хочу я помочь тебе,
если сам ты не против.
Едва мог я вымолвить хоть слово, ибо сильно запыхался, но все же ответил:
—Это принял бы я с благодарностью!
Совсем уж тогда приблизились мои враги и галдели изрядно. Тут вскинул
незнакомец свою руку надо мной, затем взял меня самого за руку и повел прочь от
них. Посоветовал он мне теперь идти помедленней и наконец отдышаться, «потому
|
|