|
была присуща их стихам, или были они настолько духовно сильны
(and-rikur)
, что ничто не могло им противостоять. Самый лучший пример тому — «Прядь о
Торлейве Ярловом скальде» (Торлейве), который отомстил Хакону Языческому Ярлу
за смерть своих товарищей и захват имущества, сочинив о Хаконе «нид» (позорящую
поэму), результатом прочтения которой стали самые печальные для Хакона
последствия».
(См. также краткое примечание к рассказу «Юная эльфа по имени Има».)
Кроме того, «силовые скальды» обладали способностью, посредством своей поэзии,
насылать глубокий сон на врагов, и так часто спасались они от близкой смерти.
(См. например, «Сагу о Хёрде», гл. XVII и «Сагу об Одде-стреле», гл. XVI.)
Здесь же уместно вспомнить эльфу Лютиэнь из книги Дж. Толкина «Сильмариллион»,
которая обладала подобными талантами. Об эльфах, наделяющих смертных особыми
«духовными» дарами повествует и рассказ того же автора под названием «Кузнец из
Большого Вуттона».
Ф. Нансен утверждает, что в известной ему версии исландской баллады про эльфов
«Сон Катлы» (XVI в.) ребенок этой смертной Катлы, получивший имя от эльфа Ари
(но не его сын), некий Ари Марссон, стал прославленным мореплавателем, ибо
«унаследовал» вместе с эльфийским именем таланты и удачу моряка. (См. F. Nansen.
In northern mists.)
Краткая версия рассказа о Чаро-Лейфи дается также в книге К.Маурера (на
немецком языке).
Говоря о Чаро-Лейфи (Торлейве Тордарсоне), в заключение необходимо упомянуть
самое громкое событие его жизни, — в 1611 г. вместе с другим «силовым поэтом»
того времени Йоуном Гвюдмундссоном Ученым (наиболее, кстати, известным
«специалистом» по Сокрытому Народу в средневековой Исландии), Торлейв
посредством сочиненных ими магических стихов изгнал самого страшного за всю
историю Исландии «немертвого»
(draugur),
который своими яростными нападениями запугал было целую область Стад
(Поселение) в Снай-фьоле (Снежных Горах).
ВИЗИТ В ХОЛМ
из собрания исландских легенд и преданий, составленного Йоуном Арнасоном
О священнике Эйрике из Вогр-оса (1667—1716 гг.) существует довольно много саг и
противоречивых рассказов. Из Сельвог, области священника Эйрика, присланы самые
лучшие и наиболее примечательные истории о нем. Преподобный Магнус Гримесон
также собрал немало саг об этом священнике «со слов и по записям Брюньольва
Йоунссона, школьника из Хруни, со ссылками на то, что рассказывают об Эйрике
жители Борга-фьорда. Эйрик был сведущ в древних знаниях
72
и чародействе
73
. Часто входил он в холмы и, вообще, совершал множество необычных вещей. Он
никому не повредил своим ведовством
74
, хотя иногда и «подшучивал», особенно над теми, кто приставал к нему со своим
любопытством и навязывался к нему, непрошеный, в спутники. Обычно Эйрик исчезал
со своего хутора каждый субботний вечер и возвращался не раньше воскресного
утра. Никто не знал, где проводил он все это время».
Прислано преподобным Магнусом Гримссоном
Однажды попросил некий юноша позволения у священника Эйрика отправиться вместе
с ним туда, куда уходил тот каждый субботний вечер. Эйрик долго отказывался и
говорил, что не будет юноше большой пользы от этого. Однако парень очень
настаивал, так что, наконец, уступил священник и пообещал как-нибудь взять его
с собой. И вот, некоторое время спустя, отправился он, как обычно, в путь и
взял юношу с собой. Погода тогда стояла тихая и ясная. Они перешли через
возделанное поле у хутора и подошли к одному холму. Священник ударил по нему
тонким прутом спроти
75
. Тогда холм открылся, и вышла оттуда некая зрелая женщина. Приветствовала она
Эйрика как старого знакомого и пригласила его внутрь. За ней следом явилась
юная девица и позвала внутрь его спутника.
|
|