|
…Время настало, когда предначертано было, чтоб Артур родился.
Как только он появился на свет, эльфы приняли его.
Они заговорили (bigolen) ребенка могучими чарами (galdere ).
Они дали ему силу величайшего воина.
Во-вторых, они предначертали ему быть благородным, королем.
Третье он получил от них — дар долгой жизни.
Они вручили ему, королевскому наследнику,
наиболее превосходные дары, — дабы он стал самым щедрым
изо всех живущих людей.
Этим эльфы наделили его и, затем, этот ребенок процветал.
Так написал в XIII веке английский священник Лайамон в поэме «Брут». Это было
одним из пос ледних отголосков древней германской веры в то, что сразу после
рождения к каждому ребенку при- ходят «богини» судьбы норны (сравн. с гречески
ми мойрами), и предначертывают всю его буду щую жизнь. От того, норны какого
именно
рода
пришли к новорожденному, зависела его судьба:
И эти
(норны)
из рода «богов», а другие эльфийского рода. Третьи же из семейства
карликов-двергов. Т. е. некоторые норны из рода асов, некоторые эльфо-рода, а
некоторые дочери Двалина.
Младшая Эдда («Видение Гюльви»)
Много их и все они разные: некоторые из семейства асов, некоторые из семейства
эльфов, некоторые дочери Двалина.
«Сага о Вёльсунгах», гл. 18
Позже, в период упадка представлений об образе истинных эльфов, их отделили от
норн, и объявили и тех, и других «злыми», определив их в пособники колдунам и
(см. «Сагу о Хрольве Жердинке», главы 15, 47—48).
В данном рассказе благодарные «добрые» эльфы (хотя уже не норны эльфо-рода)
наделили Торлейва Тордарсона (Чаро-лейфи) одним из основных эльфийских даров —
способностью к волшебному стихосложению, имеющему магическую силу завораживать
(очаровывать) слушателей, и к белой магии: искусству постигать таинства
чародейских знаков
(galdra
-
stafir
),
резать руны
(runir),
разбираться в травах
(gros
),
диво-камнях
(natturu-steinn)
, силой изгонять призраков, «немертвых» и т. д. (Подробнее об этом см.
продолжение саги о Чаро-лейфи в сборнике Йоуна Арнасона.)
Таких, как Чаро-лейфи, поэтов в Исландии называли
krafta-skald,
или
akvoetha-skald.
Йоун Арнасон дает им следующее определение:
«Те люди, которые всегда были начеку, готовые выдать стихотворные «висы»
экспромтом своей защиты [от злых сил] ради и, особенно, те, что произносили
слова, которые непременно сбывались
(ahrins-orth)
прозывались «скальдами силы»
(krafta-skald)
, или «поэтами, провозглашающими грядущее, повелевающими, чему должно сбыться»
(akvoetha-skald)
. Их называли так, ибо полагали, что настолько могучая чародейская сила
(kynngi-kraftur)
|
|