|
некий незнакомец. Показался он им высоким и храбрым, а ехал он на прекрасном
коне, и никто из них раньше не видал подобного ему ни ростом, ни поступью.
Одеяние незнакомца также превосходило все, до этого ими виденное. И вот вскоре
поравнялись они и обменялись приветствиями. Обратился Принц к незнакомцу:
– Отважный человек, — сказал он, — продай ты мне своего великолепного рысака
вместе со сбруей, со всем твоим оружием и с одеждой, ибо не пристало
простолюдину одному владеть всем этим. А я отдам тебе взамен моего коня и все
мое платье, да прибавлю к тому еще серебряных эйриров
46
, чтоб ты не остался в накладе. Незнакомец ответил ему:
– Не хочу я менять ни коня своего на твоего, ни сбрую. Да будет доволен каждый
из нас тем, что имеет.
Принц сказал:
– Ежели не желаешь ты продать или поменяться добром, тогда придется тебе
расстаться со всем по неволе.
Он ответил:
– Хоть и отбираешь ты сейчас у меня мою сбрую, но это еще не значит, что
тщеславие и жадность твои будут удовлетворены. Да и не отдал бы я своего по
собственной воле, но не могу один противиться вам тринадцати.
Стащили они его с лошади, сорвали с него одеяния, а взамен дали те, что
принадлежали их господину. Не сопротивлялся незнакомец. Расстались они на этом,
и поскакали каждый своей дорогой.
Один из людей Принца — тот, что был мудрейшим из них — стал думать о том, что
произошло. Он владел диво-камнем, который, если посмотреть в него, показывал
все как есть, не давая обмануть взгляд. Взял он этот камень и посмотрел в него,
потому как подозревал, что видится им все совсем иначе, чем оно есть на самом
деле. И тут увидел он, что и впрямь странно все обернулось: в действительности
скачет его господин на вязанке хвороста, которая связана ивовыми прутьями и
тряпичными обрывками, а всем кажется, что это прекраснейший жеребец с
великолепнейшей уздечкой и прочей сбруей. И вот стал он подзывать к себе людей,
чтобы всем показать подвох, который они не видят, и чтоб поняли они, что
происходит. Каждому дал он посмотреть в свой камень, и все они увидели одно и
то же. Тогда рассказывали они обо всем своему господину и дали ему самому в том
убедиться. Разгневался он несказанно и велел тотчас погнаться за подлым
чародеем
47
, ибо тот был еще не далеко. Сделали его люди, как было приказано, схватили
незнакомца и привели его к Принцу связанным. Тогда обвинил его Принц в том, что
чародей обманом заполучил его имущество. Но Перусь (а это был он) отрицал это,
говоря, что никогда и не просил его чем-либо меняться, и еще сказал, что это
Принцевы собственные тщеславие и жадность обрекли его на такой позор и ослепили
его разум, а потому и расплачиваться за свою глупость должен он сам; себя же
Перусь объявил ни в чем не виновным.
Уехал Принц домой вместе со связанным Перу-сем и вознамерился казнить его.
Собрал он множество народу. Устроили они судилище на волноломе возле моря; люди
же встали по всей дороге в ряд, чтоб не удалось ему бежать. И все считали, что
Перусь заслуживает смерти за магию
48
и чародейства
49
. Когда на том и порешили, Перусь сказал:
– Какое-то время был я связан, но сейчас желаю стать свободным, но все же не
прыгну в море, чтоб погубить себя.
И едва он это сказал, как уже сидит на волноломе без пут. Вслед за тем увидели
люди, как он вытащил из своего подсумка маленький кусочек мела и стал рисовать
на волноломе корабль со всей необходимой для плаванья оснасткой. Вдруг услышали
все сильный грохот и шум на море, а посмотрев в ту сторону, увидели, что Перусь
уже на корабле в море, поднял парус и поплыл восвояси.
Сейчас же расстанемся мы с обитателями сей земли и с Перусем. Будет еще о нем
что поведать.
Краткое примечание
В этом втором рассказе о мастере Перусе епископ Скальхольтский обличает людскую
жадность, высокомерие, глупость и самонадеянность. Что несколько необычно для
церковника (хотя, впрочем, довольно обычно для исландского духовенства),
орудием борьбы с вышеперечисленными пороками епископ избрал чародея. Несмотря
на то, что литературный образ Перуся был, вероятно, взят им из некоего
латинского источника, Перусь, усилиями Халльдорссона, приобрел весьма
характерные черты исландского мага: он творит наваждение, чтоб сделать из
зарвавшегося гордеца Принца жалкое посмешище, а когда его связывают, то, как и
в первом рассказе, без труда избавляется от пут. Еще предводитель
асов-небожителей Один похвалялся, что:
|
|