|
Четвертое [заклинание я] знаю, —
коль свяжут мне члены
оковами крепкими,
так я спою [чары] ,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.
«Речи Высокого», 149 («Старшая Эдда»), перевод А. И. Корсуна.
Тот же магический прием упоминается и в древней песне «Gro-galdr», где колдунья
Гроа, отправляя своего сына в дорогу, учит его защитным заклинаниям:
Это [заклинание, galdr ] пою я пятым, —
если тебе оковы
наложат на гибкие члены —
чары освобождения (leysi-galdr)
для ног и рук я произношу,
и спадают тогда путы с рук, и с ног оковы.
«Заклинание Гроа», 10
Наваждение, наведенное Перусем, рассеяно с помощью «диво-камня»
(natturu-steinn).
Пожалуй, это одно из первых упоминаний этого термина в исландской литературе,
ибо в более древних сагах подобные магические предметы зовут ся
lyf-steinn,
т. е. «лечебные» или «жизне-камни» (см.: «Московский викинг Ингорь Олегов»),
или, реже —
sigur-steinn.
Позже в Исландии (XVII—XIX вв.), отчасти под влиянием с материка
50
, развилась даже целая «наука» о таких диво-камнях: о том, какие именно их
разновидности существуют, как и где их добывать. Вот самые известные
диво-камни:
oslca-steinn
— «камень желаний» — исполняет желания. (Существует также несколько идей
относительно иного, «не каменного», происхождения
oska-steinn:
так, его связывают либо с определенной окостеневшей частью редчайшего вида
краба
(oniscus),
либо с вороном. Подробнее см. Йоуна Арнассопа или К. Маурера.)
hulin-hjalms-steinn
— камень, делающий невидимым.
lausnar
-steinn
— помогает при родах. (Некоторые считают, что это не камень, а плод одного
растения.)
sigur-steinn
|
|