|
И тотчас раздался ответ из скалы:
Кит брошен будь на сушу!
Берите, бонды, его тушу!
Не умирай, Исландии народ,
К брегам Ке-санди избавление от голода плывет!
И на следующее утро океан швырнул на сушу крупного финвала, прямо под
Кета-скалы, и так спасены были многие от жестокого рока.
Еще один скалистый Замок Грима находится далее, на горе на западной стороне
долины Лаксардаль, а точнее, — на земле которая, называется Хавра-гиль. Камни
там густо покрыты невысоким кустарником, необходимым для растопки и прочих
домашних нужд
35
. Но люди тех мест никогда не сломают ни веточки на эльфийской скале, ибо верят,
что все там принадлежит Сокрытому Народу. И если какой-нибудь дерзкий
сорви-голова осмелится поживиться за счет эльфов хотя бы упавшей сухой веткой —
постигнет его за кражу возмездие: падеж или исчезновение домашнего скота, пожар
или что-нибудь в этом же роде.
Краткое примечание
Этот рассказ дает нам еще один пример того, как эльфы бескорыстно помогают
людям. Тут надобно заметить, что издревле в Скандинавии, а затем и в Исландии
существовал обычай призывать эльфов на помощь — это, вероятно, и называлось
alfa-blot.
В тех местах, где, по мнению людей, жили эльфы, приносились в случае нужды дары.
В Исландии на Рождественскую ночь или под Новый год, прежде чем уйти на всю
ночь в церковь, хорошенько прибирают дома, выставляют еду на столы, зажигают
все светильники, раскрывают двери и хозяйка обходит со светом вокруг хутора,
говоря следующую традиционную формулу (для приглашения эльфов): «Входите смело
те, которые того желают и приходите отовсюду те, кто вознамерился придти, но не
причиняйте вреда ни мне, ни тому, что у меня».
Другим действенным способом заручиться их поддержкой было сочинить хвалебную
магическую песнь по старым строгим правилам стихосложения и произнести ее так,
чтобы эльфы ее услышали. За этим обычно следовала их благодарность
36
.
Точно такой же способ применялся, впрочем, и для приглашения других сил. (Здесь
можно говорить о прямой аналогии этого свидетельства к эпизоду о Торхалле
Охотнике из «Саги об Эйрике Рыжем», где Торхалль сложил магическую песнь в
честь своего друга бога Тора, и тот в награду послал Торхаллю и его спутникам,
которые также сильно страдали от голода, крупного кита на пропитание.)
В германском мире песне (рифмованной поэзии вообще) придавалось особое значение,
стихи были одним из основных инструментов как белого чародейства, так и
зло-колдования (т. е.
ljoth, galdr, varth-lokkur
и т.д. - сравн. колыбельную «Сонные чары льювлинга» далее). И у Толкина, к
примеру, магические
galdor
поют Мелиан, Арагорн и пр.
Еще один странный случай с невидимыми эльфами, посещающими обедню в церкви,
упоминается как у Й. Арнасона («Prests-dottir gipt huldu-manni»), так и в книге
К. Маурера (см. библиографию).
СОННЫЕ ЧАРЫ ЛЬЮВЛИНГА
37
Случилось как-то раз в былые времена, что у дочери исландского бонда родился
ребенок, и утверждала новоявленная мать, что отцом ребенка был некто из
Сокрытого Народа. Но никто из домашних не поверил этому рассказу, и родители ее
не знали, куда деваться от стыда и горя из-за этого позорного происшествия;
разгневались они потому чрезвычайно и стали презирать и чураться собственной
дочери.
|
|