|
и другой дивный народ проезжали вместе во множестве в Скага-фьорде». Возможно,
также, что нечто подобное имеется в виду и в «Thithranda thattr» из сборника
саг «Flat-eyjar-bok».
Здесь можно также коснуться вопроса о том, почему в средневековой Европе эльфов
стали представлять «маленькими и крылатенькими». Внешне отличие эльфов от людей
осмысливалось по-разному и — часто довольно — противоречиво. Какие они на самом
деле ? Как дать понять читателю, слушателю, зрителю, что речь идет именно об
эльфе, помимо простого прямого утверждения, что это так? Обычно, когда
говорилось о «сверхъестественных существах», проще всего было изменить размер
существ «обыкновенных» — уменьшить, например, людей (и получились карлики-гномы,
dvergar),
а из увеличенных людей возникли гиганты (тролли, турсы и т. д.).
Но эльфы? Как тут было поступить древним мыслителям, которые сами никогда их не
видели, а нередко и не понимали, о ком, собственно, идет речь. Одни тогда
просто выбрали способ уменьшить (правда, стало неясно, какая разница между
эльфами и гномами — добавили первым крылья, уподобив их бабочкам). Другие —
кельты, например, — напротив, увеличили их в росте (вспомним Племена богини
Дану).
В более поздние времена в Исландии некоторые, за неимением «личных знакомств»,
пытались отличить эльфов если не ростом (больше или меньше обычного людского),
то хотя бы такими мелочами, как отсутствие носового хряща между ноздрями или
выемки между носом и верхней губой. И все же основными (по рассказам настоящих
свидетелей) были почти всегда для эльфов эпитеты
voen
«на лицо прекрасные»,
frithr
«красивые»,
undarlegr
«дивные, странные, чудесные» и т.д. Профессор Толкин в своих книгах описывает
эльфов всегда очень высокими, наделяет их слегка заостренными
(«листо-очерченными») ушами, необычайно сияющими глазами и т. д.
СЛУЧАЙ С ЖЕНЩИНОЙ С БРЭЙДА-ФОРДА
Свидетельство Сайбьёрна Эгильссона из Клипстадира
Возле Брэйда-форда в округе Эйдар жила некая женщина. Однажды поздним вечером
вышла она из дому и любовалась лунным светом. И увидела она, как, откуда ни
возьмись, появились две фигуры неких незнакомцев, быстро приближающиеся к ее
хутору. Вдруг один из них резко вскинул правую руку и указал на нее пальцем.
Тот час же нестерпимая боль пронзила ее левый глаз, так что непроизвольно
закрыла она его ладонью; когда же взглянула опять на то место, где были
незнакомцы, не увидела там никого.
Возвратилась затем эта женщина в дом. И когда очутилась она с холодка улицы в
душном тепле спальной комнаты, боль настолько усилилась, что не смогла она
забыться сном ни на минуту в течение всей долгой ночи. К утру же глаз совсем
потемнел и распух.
Отправилась она к преподобному Гриму, — ибо Эйдар был его приходом, — и, с
трудом добравшись к нему, жаловалась на свой необычный недуг. Говорила, что
видела двоих из Сокрытого Народа тем глазом, который теперь болит. Тогда отвел
ее Грим в церковь, освятил вино для причастий и окропил им больное место.
Тотчас точно выдернули тупую иглу из онемевшего глаза женщины, опухоль пропала
совершенно, и никогда более боль не возвращалась.
Краткое примечание
С приходом христианства в Исландию эльфов там стали делить на «язычников» и
«христиан», т. е. на злых к людям и добрых. (И в XVI—XVII вв. даже разгорались
ожесточенные споры об истинной природе и происхождении эльфов в свете
христианских доктрин; см., напр., рукописи Йоуна Гвюдмундссона Ученого,
трактаты против него Г. Эйнарссона «Hugras», А. Магнуссона «Gensvar» и статью
обо всех них Эйнара Г. Пьетурссона «Huldukonur truthu a Trojumanna sogu».) Но,
надо думать, отличие это существовало уже гораздо раньше. Одни эльфы были в
союзе с богами Света асами, —
alfar
(позже
Ljos-alfar,
буквально «Светлые эльфы» или «Эльфы Света»), другие же — заодно с
двергами-гномами, драугами и прочими из свиты тьмы —
Dokk-alfar
«Темные эльфы». Все это имеет широкое отражение в кельто-германской культуре,
особенно у англосаксов. Толкин также разделяет эльфов (в своих книгах Quendi)
|
|