Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Японии :: Н. Ильина - ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
 [Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-
 












ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Составитель: Н. Ильина
      
Предисловие «МИР ИНОЙ, НЕПОХОЖИЙ И СТРАННЫЙ…» 
      Итак, друзья, скорей в страну Ямато,
      Туда, где сосны ждут на берегу!
      В заливе Мицу,
      Где я жил когда-то,
      О нас, наверно, память берегут![1]
      Яманоэ Окура
      До XVI века, когда острова Японского архипелага были нанесены на карту 
португальскими мореплавателями, Европа и не подозревала о существовании Страны 
восходящего солнца. Впрочем, «открытие» Японии оказалось кратковременным: уже в 
начале XVII столетия немногочисленные европейцы были изгнаны с островов, а сама 
Япония вступила в период «блистательной изоляции», замкнувшись в собственных 
границах. Лишь с наступлением эпохи Мэйдзи Япония снова сделалась «доступной» 
для остального мира; в этот период и началось изучение японской культуры, 
продолжающееся по сей день. Весьма своеобычная, абсолютно не вписывающаяся в 
привычный европейский контекст, эта традиция в восприятии европейцев встала в 
один ряд с не менее «экзотическими» и «чужеродными» традициями Индии и Китая; 
на основе европейской интерпретации этих традиций (с присовокуплением 
тибетской) сложилось столь популярное до сих пор представление о сказочном 
Востоке, бесконечно ином, бесконечно древнем и мудром, несущем «свет истины» 
погрязшему в алчности и бездуховности евроатлантическому сообществу.
      Впрочем, в этом ряду «азиатских львов» Япония стояла и продолжает стоять 
особняком. Позаимствовав в IV в. из Китая через Корею письменность и ряд 
обычаев, страна Ямато (древнее название Японии) в дальнейшем следовала своему 
собственному пути, уже ни на кого не ориентируясь — наоборот, сама создавая 
ориентиры для других. Не в последнюю очередь это связано с изолированным, 
островным положением Японии: водная преграда затрудняла все потенциальные 
влияния географических соседей. В сочетании же с искусственными преградами 
экономическому и культурному взаимодействию в период «блистательной изоляции» 
географическая отделенность Японии привела к возникновению того самого феномена,
 который сегодня довольно расплывчато именуется «японским менталитетом».
      Одним из проявлений этого феномена является японская мифология — 
уникальная система мифологического мировоззрения. Как писал видный 
отечественный японист В.Н. Горегляд, «географическое положение страны и 
стечение исторических обстоятельств предохранили японские мифы от подавляющего 
влияния китайских идей. Странный, ни на что не похожий мир открывается перед 
нами».
      
      Как известно, всякая мифология — плоть от плоти и кровь от крови народа, 
ее создавшего. Поэтому, прежде чем приступать к знакомству с мифами Японского 
архипелага, остановимся вкратце на истории заселения Японских островов.
      Считается, что еще сто тысяч лет назад Японский архипелаг на севере 
примыкал к Сибири, на юге — к Корейскому полуострову, а еще раньше, возможно, 
соединялся с Филиппинами и Индонезией. Именно столь давней эпохой датируются 
находки останков древнего человека и костей давно исчезнувших в Японии животных 
— слонов, тигров и леопардов. Однако активное заселение островов началось лишь 
около десяти тысяч лет назад, о чем свидетельствует характер неолитических 
находок.
      По словам известного отечественного япониста А.Н. Мещерякова, «в эпоху 
плейстоцена Япония была связана с материком сухопутными мостами. Считается, что 
во время максимального оледенения вюрмского периода уровень океана был на 140 
метров ниже нынешнего. Это позволяло проникать на архипелаг переселенцам из 
разных частей Азии — как с юга (через территорию нынешнего Кюсю), так и с 
севера (через Хоккайдо). Следует также иметь в виду, что территория 
современного Японского архипелага не была разделена на острова, т. е. 
представляла собой единый массив суши. Формирование архипелага в конфигурации, 
приблизительно соответствующей современной, относится к концу оледенения 
вюрмского периода, т. е. случилось это за 17–18 тысяч лет до наших дней. 
Поскольку в древности никакого архипелага не существовало, то и наиболее ранняя 
культура обитателей Японии образовывалась в результате тесного взаимодействия 
различных культурных и антропологических компонентов. И после того, как 
появились острова, миграции с материка продолжали играть очень большую роль в 
формировании японской культуры».
 
 [Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-