|
как в японской, так и в евроатлантической культуре.
Слово «самурай» образовано от глагола «сабурахи», означающего «служить
великому человеку». Самураями — или буси, воинами — называли тех, кто служил
своим мечом какому-либо правителю, то есть дружинников. Мало-помалу эти
дружинники превращались в вооруженных вассалов, получая в награду за службу
земельные наделы и крестьян. Самурайские дружины с годами увеличивались в
численности, превращаясь в настоящие армии. Воинское мастерство самураев
оттачивалось в постоянных схватках с разнообразными противниками — от соседей,
покушавшихся на земли их господина, до отрядов айну, от которых самураи
переняли многие военные навыки, а также, в частности, и обряд сеппуку —
ритуального вспарывания живота.
Схватки между самураями противоборствующих домов становились все более
кровавыми. Одна из таких схваток вошла не только в историю страны, но и в ее
фольклор; это широко известная вражда кланов Тайра и Минамото, описанная в
«Повести о доме Тайра», в других литературных произведениях и во множестве
народных преданий. Особое место в этих преданиях занимал Минамото Есицунэ —
первый сегун Японии. Впрочем, истории — зачастую с совершенно фантастическими
деталями — слагали и рассказывали не только о нем, но и о таких воинах, как
соратник Минамото странствующий монах Бэнкэй, Саката Кинтоки, Кинтаро
(бросивший вызов богу грома Райдэну), Ура-бэ Суэтакэ, Усуи Садамицу и
Ватанабэ-но Цуна. О последнем, к примеру, говорили, что он победил разбойника
Кидомару, участвовал в грандиозном походе против демонов, обитавших на горе
Оэяма, и в одиночку одолел демона ворот Расемон в Киото. По легенде, Ватанабэ
отрубил демону руку. Именно эта гигантская рука, обычно трех- или четырехпалая,
изображалась в нэцкэ, иногда рядом с ней помещался маленький демон,
оплакивающий своего сородича.
Но если фольклорные самураи, как правило, совершали, как и подобало
культурным героям, мироустроительные подвиги, то деятельность самураев реальных
была куда более разрушительной. Во второй половине XV в. междоусобные
самурайские стычки переросли в настоящую гражданскую войну, вследствие чего
период с 1467 по 1568 год получил название Сэнгоку дзидай, то есть «Эпоха
воюющих провинций».
Именно этот период вдобавок стал, если можно так выразиться, зенитом
самурайства — воины получили множество привилегий, они, и только они, приобрели
законное право носить два меча,[4] а всякого простолюдина, который, по мнению
самурая, проявил к нему неуважение, воин мог зарубить на месте — закон был в
этом случае на его стороне. В дальнейшем развитие экономических отношений
привело к тому, что самураи стали постепенно утрачивать свое влияние в обществе.
После революции Мэйдзи самураи как военно-политическая сила окончательно сошли
со сцены — но в духовной жизни Японии самурайство продолжало играть
значительную роль. Принципы Бусидо, этого кодекса чести воина, считались
основополагающими принципами жизни истинного японца. Так складывался мифический
образ самурая, который мало-помалу в глазах представителей западной культуры
сделался образом типичного японца; и этот образ оказался столь жизнеспособным,
что не изжил себя и по сей день — чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить,
хотя бы, голливудские фильмы последних лет, использующие японский «антураж».
Раз уж речь зашла о кино, нельзя не упомянуть и последний —
хронологически — японский миф, получивший всемирную известность благодаря
кинематографу. Он принадлежит уже не столько традиционной мифологии, сколько
мифологии современной, повествующей о маленьких зеленых человечках из НЛО,
гигантских насекомых и крысах-мутантах, разнообразных парапсихических
способностях и тому подобных необъяснимых явлениях. Это — миф о чудовище ростом
выше небоскребов, нежданно появляющемся среди людей, миф о Кинг-Конге и
Годзилле (Годзирои). По силе воздействия на умы этот вклад Японии в современную
мифологию можно сопоставить, пожалуй, лишь с вкладом Америки,
мифологизировавшей злонамеренный искусственный разум.
Географическое открытие Японии европейцами произошло в XVI столетии.
Открытие же духовное продолжается до сих пор — через Харуки Мураками и Юкио
Мисиму, Акутагаву Рюноскэ и Ясунари Кавабату, через анимэ, через повести о
принце Гэндзи и о доме Тайра, через «Хагакурэ» и «Будо сесин-сю», через
«Кодзики» и «Нихон секи». Подобно Индии, Тибету и Китаю, Япония в восприятии
homo occidentalis — один из так называемых «узлов силы», один из
мифогеографических локусов, которыми фиксируется мифологическое пространство
(или мифологический контекст) Юго-Восточной Азии. Японский мир зачаровывает,
«японский миф» вовлекает в круг идей и сюжетов, принадлежащих, кажется, иному
измерению (настолько они непривычны) — и все же представимых и постижимых.
Познаваемая в мифах, в этой сокровищнице «национального духа», Япония
становится немного ближе и понятнее — убедитесь в этом сами.
При составлении настоящей энциклопедии использована работа английского
исследователя Ф. Х. Дэвиса «Myths of Japan». Перевод выполнен И. Рудометовой, О.
Сафоновой, А. Соколовой и А. Зузенко под общей редакцией Н. Ильиной, которой
также принадлежат комментарии и глоссарий.
Краткая хронология
До нашей эры
40 000-13 000 лет. Палеолит. Археологические находки позволяют установить
только основные занятия населения Японских островов этого периода: охота и
собирательство; антропологический же состав населения не поддается определению.
13 000 — III в. Эпоха Дземон. Керамика с «веревочным» орнаментом.
|
|