|
(Гигантскому Духу), который «родился вместе с первоначальной субстанцией,
овладел знанием законов земли, мог создавать горы и ручьи, прокладывать путь
рекам». В поздней книге «Описание удивительного» создание мира приписывается
Матери бесов — Гуй-му: «На Южном море в горах Сяоюй есть Гуй-му — Мать бесов,
которая рождает и небо, и землю, и бесов».
Пожалуй, можно смело утверждать, что древнекитайский миф говорил о сотворении
мира из хаоса, или «первоначальной субстанции»; этот сюжет вдобавок согласуется
с другими мифологическими традициями — так, в индийской мифологии мир возникает
из изначальных космических вод (олицетворения хаоса), которые несли в себе
зародыш жизни; у древних египтян в изначальных космических водах появилось яйцо
первотворения; в шумеро-аккадской мифологии мир сложился благодаря обузданию
космических вод; можно вспомнить и библейский миф о сотворении мира. Правда, в
трактате «Чжуанцзы» миф о рождении мира из хаоса переосмыслен в несколько
комическом ключе: «Божество Южного моря зовется Шу [Быстрый], божество
Северного моря зовется Ху [Внезапный], божество Центра зовется Хуньдунь [Хаос];
Шу и Ху часто встречались у Хуньдуня, и тот обходился с ними очень хорошо.
Задумали Шу и Ху отблагодарить Хуньдуня за его доброту и говорят: „У всех людей
есть семь отверстий, чтобы видеть, слышать, есть и дышать, и только у него нет
ни одного. Давай-ка попробуем, сделаем дырки и ему“. Каждый день они сверлили
по отверстию, но Хуньдунь умер». По комментарию Юань Кэ, хотя Хуньдунь, в
котором Шу и Ху, олицетворение быстротечности времени, просверлили семь
отверстий, умер, но в результате возникли Вселенная и Земля.
Первоначальный хаос оформился в мироздание благодаря действию сил Инь и Ян.
[4]
Эта «гармоническая оппозиция» древнекитайской натурфилософии в дальнейшем стала
основой китайского мировоззрения. Сила Инь олицетворяла собой женское начало,
землю, тьму, смерть, луну и четные числа; сила Ян олицетворяла мужское начало,
небо, свет, жизнь, солнце, нечетные числа. С представлением об Инь и Ян связана
и концепция пяти первоэлементов, из которых состоит мир, — земли, огня, воды,
металла и дерева, взаимодействие которых есть необходимое условие бытия. Однако
эти концепции пользовались популярностью в основном в конфуцианских и даосских
(скажем так, жреческих) кругах; в народе куда более широкое распространение
получил миф о сотворении мира Паньгу.
[5]
Инь и Ян. Современная прорисовка древнего символа.
Паньгу. Гравюра (XV в.).
Миф о Паньгу, вероятнее всего, заимствован китайцами у соседних южных народов
(известен сюжет о чудесном прародителе некитайских племен — собаке Паньху,
имеются и другие сказания
[6]
), что не помешало ему со временем стать наиболее популярным в китайской
мифологии мифом о сотворении мира. Согласно одной средневековой энциклопедии,
«небо и земля пребывали в хаосе, подобном содержимому куриного яйца, тогда-то и
родился Паньгу. Спустя восемнадцать тысяч лет начала создаваться вселенная,
чистое начало Ян образовало небо, мутное начало Инь образовало землю. Паньгу же
находился в середине и менял свой облик по девять раз в день. На небе он стал
духом, на земле — святым. Небо каждый раз поднималось на один чжан (около 3
метров. —
Ред.),
и земля становилась толще на один чжан, и Паньгу тоже вырастал на чжан в день.
Так продолжалось восемнадцать тысяч лет, пока небо не поднялось очень высоко,
земля же опустилась очень низко, а Паньгу не вытянулся до огромных размеров».
[7]
Пиктографические знаки на гадательных костях эпохи Инь.
Достигнув этого состояния, Паньгу умер, и, согласно «Толкованию истории» Ма Су
(XVII в.), «перворожденный Паньгу перед самой смертью преобразился: его дыхание
стало ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый глаз —
луной, его конечности и костяк — четырьмя сторонами света и пятью великими
горами, кровь — реками, жилы и вены — складками на земле, мясо — почвой на
|
|