|
Небесный повелитель. Рельеф эпохи Сун.
Лапидарность изложения, столь характерная для «Каталога», заставляет привлекать
другие, более поздние источники и реконструировать первоначальный сюжет мифа на
основании всей совокупности материалов. Ключевое слово здесь —
«реконструировать». В отличие от таких мифологических систем, как, например,
античная, скандинавская или японская, мифология древнекитайская не сохранилась
в своем «первозданном» виде — ее возможно только реконструировать. При этом
необходимо учитывать, что «абсолютная» реконструкция невозможна (слишком
фрагментарны сохранившиеся сведения, и зачастую они противоречат друг другу);
именно поэтому нельзя считать удачной попытку Юань Кэ представить «связное»
изложение древнекитайских мифов по образу и подобию мифов Древней Греции. Тем
не менее такие попытки оправданны, ведь именно в древнекитайской мифологии
сложились те сюжеты, которые затем были переработаны конфуцианцами, восприняты
даосами и вошли в синкретический свод.
Традиционно в мифологических системах выделяется некоторое количество «главных»,
стержневых мифов, центральное место среди которых занимает миф о «становлении
бытия» (Ф. Кейпер) и миротворении. Древнекитайская мифология в этом отношении
долгое время считалась уникальной, поскольку бытовало мнение, что в ней миф о
миротворении — иначе космогонический — попросту отсутствует. Как писал Д. Бодде,
«представляется, что Китай, возможно, единственный из большого числа
цивилизаций древности, не имел действительного мифа о сотворении мира». Однако
реконструкции мифов о Нюйва, Юе, Чжуне и Ли, равно как и сведения, содержащиеся
в «Книге перемен» («И-цзин»), заставляют усомниться в обоснованности этого
вывода.
Космогонический миф — и даже мифы — в Китае безусловно существовал; к сожалению,
по ряду обстоятельств космогония в итоге оказалась «подмененной»
историографией: миф о сотворении мира превратился в миф об установлении и
упорядочении империи, о «собирании земель». Так, Сыма Цянь приписывает
устроение мира легендарному Хуан-ди (Желтому предку), который «упорядочил пять
стихий, насадил пять видов злаков, успокоил народ, навел порядок в четырех
частях страны». Но поэт Цюй Юань почти за три столетия до Сыма Цяня спрашивал:
Древний Китай в эпоху Борющихся царств.
Каков был довременный мир —
Чей может высказать язык?
Кто Твердь и Землю — «Верх» и «Низ»
Без качеств и без форм постиг?
«Был древний хаос», — говорят.
Кто четкости добился в нем?
В том, что кружилось и неслось,
Кто разобрался? Как поймем?
Во тьме без дна и без краев
Свет зародился от чего?
Как два начала «Инь» и «Ян»
Образовали вещество?
«Девятислойный» небосвод
Когда послойно разберут?
Все чьим-то создано трудом!
Кем начат этот вечный труд?
К чему привязаны концы
Небесной сети? И навес
На чем же держится? И где
Тот «стержень полюса небес»?
Мифы, о которых упоминал Цюй Юань, встречаются во фрагментах в ранних
натурфилософских трактатах; на основании этих фрагментов и выстраиваются сюжеты,
имеющие космогонический характер и позволяющие воссоздать древнекитайский миф
о миротворении. Например, в трактате «Хуайнаньцзы» говорится: «В давние времена,
когда еще не было ни земли, ни неба и в глубокой тьме блуждали бесформенные
образы, из хаоса возникли два божества. Они создали небо и землю, и тогда
отделились женское (инь) и мужское (ян) начала и определились восемь сторон
света». А трактат «Дунь цзя кай шань ту» приписывает миротворение богу Цзюйлину
|
|