Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
«наглядные»: народные картины, существовавшие в двух видах — как бумажные иконы 
для жертвоприношений, изображавшие богов и предков, и как поздравительные 
«открытки», которые было принято дарить на Новый год и которые своими сюжетами 
(зачастую именно мифологическими) символизировали благие пожелания дарителей 
адресатам.
Китай — безусловный социально-политический и культурный феномен человеческой 
истории. Нет другой цивилизации, которая отличалась бы такой же устойчивостью 
ко всем потрясавшим ее кризисам и выходила бы из них, говоря словами 
современного китайского поэта, «обновленной, но прежней». Верность традиции — 
Традиции, как предпочитал писать Рене Генон, — проявляется в Китае во всем, в 
том числе и в мифологии, которая, понимаемая достаточно широко, до сих пор 
определяет китайский взгляд на мир. Перефразируя В. В. Малявина, который 
рассуждает о китайской цивилизации, можно сказать, что китайская мифология 
позволяет человеку вновь и вновь возвращаться к истокам человечности в себе, 
ибо ориентирована на «технику сердца». И в этом — секрет ее поразительного 
долголетия.



КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ




Глава 1
«ЕСТЬ ГОРА КУНЬЛУНЬ»:
мифологическая традиция Древнего Китая


Каков был довременный мир —
Чей может высказать язык?

Цюй Юань. Вопросы Небу
[3]



Мифы архаические и обработанные. — Мифы о сотворении мира. — «Вопросы небу». — 
Цзюйлин и Мать бесов. — Хаос, Инь и Ян. — Великан Паньгу. — Сюжеты о 
жертвоприношении первосущества. — Всемирный потоп и богиня Нюйва. — Отделение 
неба от земли. — Гора Куньлунь. — Мифологема мирового древа. — Дерево Цзянь. — 
Проекции мироздания. — Десять солнц и Лучник И. — Подвиги Юя. — Сотворение 
людей. — Нюйва как богиня-мать. — Культы Древнего Китая. — Шанди. — Первопредки.
 — Хуанди. — У-ди. — Мятежник Чию. — Яо и Шунь. — Фуси. — Небесные светила. — 
Богиня Сихэ. — Великан Куафу. — Мифы о луне. — Божества земли Хоуту и Хоуцзи. — 
Культ драконов. — Чудесные животные. — Цилинь и фэнхуан. — Трансформация 
древнекитайского пантеона.

«Во времена Яо воды потопа разлились до небес, они на неоглядных пространствах 
окружили горы и залили холмы, и народ, живший в низинах, пребывал из-за этого в 
печали. Тогда Яо стал искать человека, способного обуздать воды. Все 
[приближенные к нему] чиновники и помощники сказали, что это сможет сделать 
Гунь. Яо возразил: „Гунь — тот, кто нарушает приказы и вредит сородичам, [он] 
не годится“. Его помощники ответили: „Если сравнить его [с другими], то нет 
таких, кто был бы мудрее Гуня. Желательно, чтобы вы, император, испытали его“. 
Послушал Яо своих помощников и поручил Гуню обуздание вод. Прошло девять лет, 
но наводнение не утихало, и усилия [Гуня] не увенчались успехом.
Тогда император Яо опять стал искать подходящего человека и на смену [Гуню] 
обрел Шуня. Шунь был выдвинут и использован [в делах], он стал править от имени 
Сына Неба и объезжать владения. Во время поездок [он] увидел, что в обуздании 
вод Гунь ничего не добился, поэтому выслал Гуня пожизненно в горы Юйшань.
В Поднебесной все считали наказание, наложенное Шунем [на Гуня], правильным. 
После этого Шунь выдвинул сына Гуня Юя и повелел ему продолжить дело Гуня.
Когда Яо умер, император Шунь, обратившись к помощникам, спросил: „Есть ли 
среди людей такой, кто мог бы завершить и прославить деяния Яо, чтобы поставить 
его на должность чиновника?“ Приближенные ответили: „Если Бо-юя поставить 
начальником земляных работ, он сможет завершить их и прославить деяния Яо“. 
Шунь, сказав „О, правильно!“, отдал приказ Юю: „Ты будешь приводить в порядок 
воды и земли. В этом будь старателен!“»
Так, опираясь на традицию «Книги преданий», передает древнекитайский миф о 
великом потопе Сыма Цянь. В «Каталоге гор и морей» мы встречаем иную версию, 
очевидно более древнюю, лишенную конфуцианских «наслоений»:
«Воды потопа разлились до небес. Гунь не дождался приказа Предка и похитил у 
него саморастущую землю, чтобы преградить путь водам потопа. Приказал тогда 
Предок Заклинающему Огонь казнить Гуня вблизи Крыло-горы. Гунь воскрес и родил 
Юя. Повелел тогда Предок Юю закончить устроение земли, чтобы учредить Девять 
областей».



 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-