|
секции соответственно числу полумесяцев. Каждая из этих групп во главе с
соответствующим „управителем“ проходит по определенному „ведомству“ организма
человека, связана с его 5 основными внутренними органами, 12 венами,
многочисленными костями, мышцами и т. п. — в области анатомии у даосов были
неплохие познания. Наивысшую роль в этом сонме духов микрокосма играют владыки
трех главных групп — трех основных частей, на которые подразделялось тело
человека (голова и руки, грудь, живот и ноги).
Диаграмма восхождения и нисхождения жизненной энергии в человеческом теле,
представленном как гора. Гравюра (XIII в.).
Обычный человек ничего не знает обо всех этих духах и не заботится о них. Но
тот, кто хочет добиться бессмертия, должен прежде всего постигнуть основные
закономерности и связи всех этих многочисленных духов с соответствующими
частями человеческого тела (ведь ни один из этих 36 тыс. не толчется без дела —
у каждого духа свой участок работы, свои обязанности) и, главное, помешать им
покинуть тело. Если самыми разнообразными средствами и методами воздействовать
на духов в нужном направлении и не дать им уйти из тела, то сила духов внутри
тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела.
Когда этот процесс зайдет достаточно далеко, именно духи станут преобладающим
элементом в человеке, тело его дематериализуется и он, став бессмертным,
вознесется на небо».
Собрание богов. Китайская народная картина из собрания академика В. М.
Алексеева.
Верхний ряд: Нефритовый император Юйди, Чжан Небесный наставник (крайний слева),
Сюаньу (крайний справа). Средний ряд (слева направо): бог очага Цзаован,
помощник Гуаньинь Чжоу Цан, бог войны Гуаньди, даосский бог Юаньши. Нижний ряд
(слева направо): бог Эрлан, будда грядущего Майтрейя с двумя слугами, богиня
Бися Юаньцзюнь и богиня Гуаньинь. По правому краю (сверху вниз): «государи»
неба, земли и воды Тяньгуань, Дигуань и Шуйгуань.
Впоследствии эта доктрина все более усложнялась. Появилось представление о том,
что одна половина 36 000 духов ведает «материальной оболочкой тела» и их
возможно ублаготворить физическими мерами (правильное питание, дыхание и т. д.).
Другая же половина ответственна за «нематериальное» — к примеру, это духи,
ведающие добродетелями, несчастьями, болезнями и прочее; умилостивить этих
духов возможно лишь подобающим поведением и строем мыслей. Сам статус
бессмертного получил несколько градаций: низшая ступень — земное бессмертие,
для достижения которого необходимо совершить не менее 300 добродетельных
поступков. А чтобы добиться высшего «ранга», то есть бессмертия небесного,
требуется уже не менее 1200 добродетельных поступков, причем если совершить
1199 таких поступков и всего один недобродетельный, последний перечеркнет все
усилия — и проявится в виде болезни или какого-либо неприятного события. В. В.
Малявин описывает даосскую теорию бессмертия следующим образом: «Технически
суть духовной практики в даосизме заключалась в том, чтобы взрастить в себе
вечно живое „алмазное“ тело, которому соответствует незамутненное, „прочное как
алмаз“ сознание. Принято различать три аспекта даосской практики:
„регулирование тела“ (тяо шэнь), „регулирование дыхания“ (тяо си) и
„регулирование сердца“ (тяо синь). „Регулирование тела“ включало в себя
различные способы физического и химического воздействия на организм:
гимнастические комплексы и прочие виды физических упражнений, употребление
различных снадобий с целью улучшения жизненной субстанции организма. Под
„регулированием дыхания“ понимаются системы дыхательных упражнений, призванные
гармонизировать физиологические и психические процессы в организме. Во всех
случаях дыхание, согласно даосским принципам, должно быть „ровным, глубоким,
плавным, легким, медленным“. Наконец, понятие „регулирование сердца“ относится
к приемам и методам умственного сосредоточения и самоконтроля. Со временем в
даосской традиции сложилась обширная система понятий, устанавливавших
соответствия между химическими, физиологическими и психологическими процессами
в организме и личности подвижника. Главным требованием даосской практики было
воспроизведение в своем теле взаимодействия сил Инь — Ян и „пяти стихий“. Для
того чтобы породить в себе „эликсир бессмертия“, или „внутренний эликсир“,
подвижник Дао должен был достичь гармонического соединения в себе Воды (функция
почек) и Огня (функция сердца), ибо, согласно даосской медицине, почки — корень,
а сердце — цветок человеческой природы. Встреча Воды и Огня должна происходить
в рамках более широкого противостояния Неба (ассоциировавшегося с головой) и
Земли (телесным коррелятом которой считались ноги). Местом же зарождения
эликсира вечной жизни считалась таинственная полость, располагавшаяся в самом
центре физического тела и ассоциировавшаяся с Сокровенной Женщиной (сюань
пинь) — метафорическим наименованием пустоты. Пустота Сокровенной Женщины имеет
свой ритм „открытия и закрытия Небесных врат“, определяемый чередованием вдохов
|
|