Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
и выдохов. В позднее Средневековье даосы уже различали два измерения Великого 
Пути: одно из них относилось к состоянию мира „до форм“ и именовалось 
„прежденебесным“ (сянь тянь), другое соответствовало опытному и умопостигаемому 
миру форм и носило название „посленебесного“ (хоу тянь). „Прежденебесное“ 
знаменует возвращение к „семенам“ вещей. „Посленебесное“ соответствует эволюции,
 естественному биологическому развитию живых организмов. Учение о 
„прежденебесной“ реальности служило теоретическим обоснованием даосских 
концепций „повертывания вспять“ жизненных процессов, совершенствования как 
омоложения, возврата к эмбриональному, „прежденебесному“ состоянию, что дало 
жизнь популярным образам святых старцев-даосов с розовыми щеками и ясным взором 
младенца. Естественно, даосы придавали большое значение взаимодействию в 
человеческом организме „внутренней“, или „прежденебесной“, энергии с энергией 
„посленебесной“. Существовало понятие „подлинной энергии“, „изначальной 
энергии“, каковыми обозначались жизненные свойства, данные человеку от рождения.
 В ходе биологической эволюции запасы „подлинной энергии“ неумолимо сокращаются,
 что ведет к старению, болезням и смерти.
В то же время человек, вдыхая воздух, принимая пищу и т. д., получает из 
окружающего мира дополнительную, восстановимую энергию, которая относится к 
разряду „внешней“, или „грязной“. Эти два вида энергии именуются также 
„питающей“ и „защитной“. Первая сосредоточена внутри меридианов, образующих 
энергетическую систему организма; вторая „пребывает в коже и мышцах, 
рассеивается в груди и животе“. Смысл же самосовершенствования в даосизме 
состоит в том, чтобы с помощью „посленебесной“ энергии пополнить запас энергии 
„прежденебесной“. Очищение жизненной субстанции организма осуществлялось 
посредством направленной циркуляции энергии в теле. Собственно, своеобразие 
отдельных даосских школ как раз и определялось принятыми в них системами 
„работы с энергией“. Различались два метода, две стадии „работы с энергией“. 
Первая стадия — так называемый „малый небесный круговорот“ (сяо чжоутянь), 
который предполагает, что жизненная энергия организма поднимается по 
позвоночному столбу в область темени и оттуда через переднюю часть головы и 
грудь опускается в живот, где располагается Нижнее Киноварное поле — место 
сосредоточения энергии низшего уровня. В даосской практике „малый небесный 
круговорот“ соответствует суточному циклу и „посленебесному“ состоянию. Вторая 
стадия совершенствования жизненной энергии — это „большой небесный круговорот“ 
(да чжоутянь), воплощение „прежденебесного“ состояния и прообраз годового цикла.
 В рамках „большого небесного круговорота“ управляемая циркуляция жизненной 
силы захватывала также конечности тела, а само течение энергии осуществлялось в 
противоположном, так называемом попятном направлении. В самом общем виде 
совершенствование даосского подвижника толковалось в категориях превращений так 
называемых трех сокровищ, или трех главных жизненных субстратов человеческого 
тела: семени (цзин), собственно энергии, или дыхания (ци) и духа (шэнь). Смысл 
духовной практики в позднейшей даосской литературе описывается следующей 
формулой: „Упражняй семя, дабы оно превратилось в дыхание; упражняй дыхание, 
дабы оно превратилось в дух; упражняй дух, дабы он возвратился в Пустоту“. 
Каждой стадии совершенствования соответствовал определенный метод дыхания. 
Низшему этапу „превращения семени в энергию“ сопутствовало дыхание естественное 
(но проникающее через диафрагму), при котором „кончик языка касается верхнего 
нёба, рот как будто открыт, но не открыт, вдохи и выдохи свершаются естественно,
 и внимание на них не сосредоточено“. Вторая стадия совершенствования требовала 
так называемого утробного дыхания (таи си) или „сердечного дыхания“ (синь си), 
когда деятельность органов дыхания как бы приостанавливалась и человек начинал 
дышать „утробой“. Третий, наивысший, способ дыхания соответствует такому 
состоянию, когда „дыхание, хотя и есть, но как бы отсутствует, о нем не 
забывают, но и не помнят, и это есть сокровенное действие превращений духа“. В 
даосских школах боевых искусств трем ступеням совершенствования энергии и 
дыхания соответствовали три метаморфозы тела: „изменение костей“, „изменение 
сухожилий“ и „изменение костного мозга“, а также три вида применения силы: 
„раскрытие“ (проявление жесткости в ударе), „сокрытие“ (качество мягкости, 
уступчивости в силе) и „превращение“, означавшее способность перенять в схватке 
силу противника и придать ей новое качество. Этим трем способам „применения 
силы“ соответствовали три сустава руки: запястье, локоть и плечо».




У Фан Шэнь. Гравюра из книги «Иллюстрированные записки о поисках духов (трех 
религий)».



Такова была теория, которую, впрочем, изучали весьма немногие. Большинство 
людей осваивало «практику бессмертия» — применение талисманов, снадобий, 
эликсиров, пилюль и иных магических способов обретения вечной жизни. Широкую 
популярность приобрела алхимия, претендовавшая на обладание секретом 
составления «пилюль Сиванму», то есть пилюль бессмертия.
[66]
Основным элементом этих пилюль считалась киноварь — сернистая ртуть, наделенная 
чудодейственными возможностями. В алхимическом трактате «Бао Пуцзы» о киновари 
и «золотом растворе» (жидком золоте) говорится: «Золото и киноварь — это такие 
вещи, что чем больше их накаливают, тем все более сокровенны их превращения. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-