|
Но чаша переполнилась терпенья,
И безнаказанным не будет зло,
Возможно ли отныне возрожденье,
Когда возмездье за грехи пришло?
[64]
Царь обезьян Сунь Укун с персиком бессмертия в лапах. Китайская народная
картина из коллекции Г. Лю-Кандарели.
Впоследствии Сунь Укуна извлекли из-под горы и, чтобы стало «возможно
возрожденье» направили сопровождать Сюань-цзана в путешествии последнего на
Запад. Выдержав множество испытаний, герои романа вернулись в Китай, после чего
Сюань-цзан и Сунь Укун вознеслись на небеса и стали буддами.
Похищение Дунфан Шо и царем обезьян персиков бессмертия —
фольклорно-мифологическая трансформация фундаментальной идеи религиозного
даосизма, возможности обретения личного бессмертия. Это состояние толковалось
как достижение великого Дао, слияние с ним, доступное только праведным; как
пишет Л. С. Васильев, «этот мистический акт трансформации телесной оболочки
человека в нечто нематериальное был доступен фактически лишь тем немногим, чья
жизнь была подлинным подвигом. В то же время этот акт был настолько великим и
возвышенным, настолько окутанным ореолом святости, что его просто никто не мог
видеть, о нем никто не мог знать ничего достоверного. Просто был человек — и
нет его. Он не умер, он исчез, вознесся на небо и либо остался там, либо обрел
новую телесную оболочку, теперь уже вечную».
Согласно даосскому канону, первым, кто обрел бессмертие, считался Желтый предок
Хуанди, которого Небо таким образом вознаградило за грандиозные свершения.
Впрочем, как уже упоминалось, Хуанди был не совсем человеком, изначально имел
божественный статус и состоял в «родстве» с теми тысячами небожителей, которые
населяли баснословные острова в океане и на поиски которых (а фактически — на
поиски бессмертия) снаряжали экспедиции императоры Цинь Шихуанди и У-ди. То же
самое можно сказать о Лаоцзы, о легендарных правителях Яо, Шуне, Юе и о других
даосских «патриархах»; все они принадлежали к небожителям, то есть обладали
заведомыми «небесными» преимуществами перед обычными людьми. Что же касается
последних, им поначалу сулили только потенциальное долголетие; лишь позднее
сложились представления о том, что и обычный человек способен достичь святости
и стать бессмертным.
В трактате «Дао Дэ Цзин» вскользь упоминается о том, что человек, «знающий
меру», может прожить очень долго и что тот, кто сумел овладеть жизнью, не знает,
что такое смерть. В трактате «Чжуанцзы» приводится ряд примеров долголетия,
которое достигается мудростью, размеренностью, недеянием и следованием прочим
даосским добродетелям, которым дается следующая обобщающая характеристика: «[У
него] способности мудрого, но нет пути мудрого; у меня же есть путь мудрого, но
нет способностей мудрого. Я хотела бы научить его, он поистине смог бы стать
мудрым. Но и помимо него тому, кто обладает путем мудрого, легко передать путь
обладающему способностями мудрого. Я бы лишь его удерживала и ему говорила, и
через три дня [он] сумел бы [познать] отчужденность от Поднебесной. После того
как [он] познал бы отчужденность от Поднебесной, я бы снова его удерживала, и
через семь дней [он] сумел бы [познать] отчужденность от вещей. После того как
познал бы отчужденность от вещей, я бы снова его удерживала, и через девять
дней [он] сумел бы [познать] отчужденность от жизни. [Познав же] отчужденность
от жизни, был бы способен стать ясным, как утро. Став ясным, как утро, сумел бы
увидеть единое. Увидев же единое, сумел бы забыть о прошлом и настоящем. Забыв
о прошлом и настоящем, сумел бы вступить [туда, где] нет ни жизни, ни смерти.
[Ведь] то, что убивает жизнь, не умирает; то, что рождает жизнь, не рождается».
[65]
Образцом долголетия считался Пэнцзу («старец Пэн»), потомок легендарного
государя Чжуаньсюя. В «Вопросах небу» Цюй Юаня говорится, что Пэнцзу поднес
фазаний суп другому легендарному правителю — Яо — и за это получил в награду
долгую жизнь; по легенде, он прожил более 800 лет. Даосские трактаты
приписывали Пэнцзу отказ от мирских удовольствий и учение о правильном дыхании,
которое позволяет достичь долголетия.
Позднее сложилось убеждение в том, что соответствующие образ мыслей и образ
жизни, тренировка дыхания, правильное питание и иные «физиологические» методы
способны принести уже не долголетие, но бессмертие. Л. С. Васильев, ссылаясь на
исследования французского синолога А. Масперо, так формулирует даосскую «теорию
достижения бессмертия»: «Тело каждого человека, своеобразный микрокосм, следует
уподоблять вселенной, макрокосму. И там и здесь действует множество духов, чье
присутствие имеет огромное значение для нормального функционирования и
сохранения организма. В теле человека активно функционируют 36 тыс. различных
духов, которые подразделяются на 3 большие группы, 6 меньших, 120 отделений и т.
д. Эти же 36 тыс. духов соответствуют 360 дням лунного года и разделены на 24
|
|