|
плодов и готовили эликсир бессмертия. Однако со временем эти деревья были
отождествлены с персиковыми, и так сложилось представление о паньтао, или
саньтао, — чудесном персике бессмертия, хозяйкой которого является Сиванму,
угощающая персиками других божеств и бессмертных. В знаменитом эпическом романе
У Чэнъэня «Путешествие на Запад» рассказывается о множестве чудесных деревьев в
саду Сиванму:
«— Сколько же здесь деревьев? — спросил Великий Мудрец.
— Деревьев здесь три тысячи шестьсот, — отвечал Дух. — В начале сада растут
деревья с мелкими цветами и небольшими плодами, их всего тысяча двести. Плоды
на них созревают раз в три тысячи лет. Тот, кто вкусит эти плоды, превращается
в бессмертного, познавшего истину; тело его становится крепким и легким. В
центре сада растет еще тысяча двести деревьев. Цветут они в несколько слоев и
имеют сладкие плоды, которые созревают раз в шесть тысяч лет. Тот, кто отведает
этих плодов, остается навечно юным; он может свободно подниматься на облаках и
туманах. И в конце сада вы увидите еще тысячу двести деревьев. Плоды у них
пурпурного цвета, с бледно-желтыми косточками. Созревают они раз в девять тысяч
лет, и тот, кто отведает этих плодов, становится равным небу и земле, вечным,
как солнце и луна».
Гора счастья, море долголетия. Китайская народная картина из коллекции
академика В. Л. Комарова.
Даос-бессмертный (вероятнее всего, Дунфан Шо) плывет к острову Пэнлай — обители
бессмертных.
Согласно мифам, добиться благосклонности богини и получить эти плоды в дар
удалось Лучнику И, а вот обманом завладевали персиками даосский святой Дунфан
Шо и главный герой романа «Путешествие на Запад» царь обезьян Сунь Укун. Дунфан
Шо — божество звезды Суйсин (планеты Венера); в качестве советника он служил
императору У-ди и прославился своими познаниями в магии. Когда богиня Сиванму,
желая отметить величие У-ди, нанесла императору визит, Дунфан Шо исхитрился
похитить у нее персик бессмертия, чтобы поразить своего господина; за эту
провинность он был на время изгнан с небес. Что касается Сунь Укуна, этого
персонажа следует отнести к категории «фольклорных божеств» (термин В. В.
Малявина
[62]
). В романе «Путешествие на Запад» он выступает как спутник ученого монаха
Сюань-цзана, однако описаниям его похождений уделено столько места, что нередко
именно Сунь Укуна считают главным героем этого романа. По преданию, Сунь Укун
нанялся в услужение к Нефритовому императору, который поставил его охранять
персиковый сад богини Сиванму. В канун пира, который богиня устраивала для
других божеств и бессмертных, Сунь Укун съел все персики в саду, потом обманом
проник в небесный дворец и выпил приготовленный для небожителей эликсир
бессмертия; обуздать возгордившегося царя обезьян сумел только бог воды Эрлан —
«исключительно благодаря милости Неба и отваге небесного воинства». Сунь Укуна
доставили в небесный дворец, где он попытался вырваться на свободу, но был
схвачен, низвергнут на землю и придавлен горой Усиншань, причем это деяние
совершил не кто иной, как Будда:
[63]
«Только было он [Сунь Укун] собрался совершить прыжок, как Будда неожиданно
перевернул ладонь и вытолкнул царя обезьян прямо к Западным воротам неба. После
этого он превратил пять своих пальцев в пять элементов: металл, дерево, воду,
огонь и землю, а из этих пяти элементов сделал гору, состоящую из пяти пиков и
с пятью вершинами и назвал ее Усиншань, что значит Гора пяти элементов. Гора в
момент накрыла Сунь Укуна». Об этом подвиге Будды сложили такие стихи:
Когда-то под влиянием природы
Царь обезьян родился из яйца.
Усовершенствовать себя хотел он
И степени достигнуть мудреца.
Навеки, несмотря на все старанья,
Без измененья оставался он,
Теперь же пожелал он измениться,
Но был в беде бессильем поражен.
Хотел нарушить он законы Неба
И захватить в небесном царстве власть,
Он обманул бесстыдно Лаоцзюня,
Чтоб эликсир бессмертия украсть.
|
|