|
Помимо божеств великой триады, к верховным богам даосского пантеона относились
и такие фигуры, как Владычица Запада Сиванму
[60]
и ее супруг Дунвангун. Подобно Хуанди, Сиванму — архаическое божество, образ
которого был переосмыслен даосами. В «Каталоге гор и морей» о Владычице Запада
говорится, что она «похожа на человека, но с хвостом барса, клыками как у тигра,
любит свистеть; на всклокоченных волосах надеты украшения. Она управляет
небесными эпидемиями и пятью наказаниями» и живет в пещере на священной горе
Куньлунь. Лаоцзы говорил, что этой богине подвластны все люди, кроме мудрецов,
святых и даосов. Именно к этой архаической богине отправился за снадобьем
бессмертия Лучник И. Юань Кэ комментирует этот сюжет следующим образом: «Почему
же Сиванму, насылавшая мор и ведавшая наказаниями, имела снадобье бессмертия?
Человеческая жизнь зависела от болезней и наказаний. Сиванму могла отнять жизнь,
но могла и подарить ее. И в древнегреческих мифах бог солнца Аполлон не только
распространял болезни, но и исцелял их. Поэтому люди верили, что у Сиванму
хранится снадобье бессмертия, и счастливец, добывший и проглотивший его, может
жить вечно». Вполне вероятно, что миф наделил Сиванму обладанием снадобьем
бессмертия по той причине, что местом жительства богини считалась гора Куньлунь,
где, согласно тому же «Каталогу гор и морей», росло дерево бессмертия. Так или
иначе, архаический образ зооморфной богини, владеющей плодами вечной жизни,
бытовал в китайской традиции на протяжении столетий, причем Владычице Запада
поклонялись прежде всего как богине болезней и эпидемий. По мнению
американского синолога Г. Дабса, «популярность культа Сиванму способствовала
тому, что даосы превратили ее в свою богиню, придав ей несколько иную
„специализацию“, превратив ее в богиню бессмертия».
Владычица Запада Сиванму. Изображение эпохи Хань.
Трансформация представлений о Сиванму случилась приблизительно на рубеже нашей
эры. В историческом сочинении «Жизнеописание сына Неба Му» подробно описывается
путешествие на запад чжоуского правителя Му-вана: он достиг горы Куньлунь и
повстречался с богиней, которая уже лишилась зооморфного облика и превратилась
в писаную красавицу, наделенную изяществом манер: «В день и-чоу император
угощал вином Сиванму на берегу Яшмового пруда. Сиванму спела императору песню,
он ответил ей. Потом император поднялся на гору Яньшань и там записал свои
деяния на камне. Он посадил там акацию, а на краю камня написал: „Гора Сиванму“.
Вернувшись с горы Сиванму, он погрузился в печаль и прочитал об этом стихи».
Сиванму стали считать воплощением «женской» (иньской) составляющей космической
энергии Ци. Ее часто изображали рядом с зайцами, толкущими в ступах снадобье
бессмертия; это снадобье, согласно преданиям, получается из персиков бессмертия,
растущих в саду на горе Куньлунь.
Владычица Запада Сиванму. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.
Как воплощению Инь богине Сиванму требовалась пара-Ян. Так у богини появился
супруг — бог востока Дунвангун, или Дунванфу (Сиванму, напомним, считалась
хозяйкой запада). Если Сиванму, как владычица запада, покровительствовала
металлам, то Дунвангун считался владыкой дерева (в схеме взаимосвязей пяти
первоэлементов запад соотносился с металлом, а восток — с деревом). Некоторые
исследователи видят в Дунвангуне «преображенного» правителя Мувана — того
самого, который беседовал с Сиванму на берегу Яшмового пруда. Обычно Дунвангуна
изображали рядом с Сиванму, но если богиню рисовали писаной красавицей с
заколками в волосах, то бог, как правило, представал в
получеловеческом-полузверином облике — человеческое тело, птичья голова и
тигриный хвост.
O саде на горе Куньлунь замечательно сказал великий китайский поэт Ли Бо:
Стремнина персиковых лепестков,
Летящих с обрыва в ущелье теней.
Лишь здесь — небеса, и земля — только здесь,
А не среди людей!
[61]
Первоначально дарующими бессмертие считались не персиковые, а некие особые
деревья, растущие в саду Сиванму: они цвели единожды в три тысячи лет, и из их
|
|