|
относили небесное начало Тянь-и, земное начало Ди-и и высшее начало Тай-и.
Последнее божество, как комментирует Б. Л. Рифтин, «в даосских сочинениях
выступало отцом Дао, предшествующим небу и земле, находящимся над всеми девятью
небесами, в великой чистоте. Это — некое первоначальное дыхание, дающее миру и
всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание, божество
описывали как существо с телом петуха и человеческой головой».
Несложно предположить, что Тай-и и подобные ему «умозрительные» боги оставались
божествами философских и алхимических трактатов; в народном же даосизме,
который с течением времени приобретал все большую популярность, эти абстракции
очеловечивались и тем самым становились ближе и понятнее людям. Так возникли
боги-«личности». Применительно к Сань хуан это «очеловечивание» выразилось в
возникновении представления о властителях неба, земли и людей — Тянь-хуане,
Ди-хуане и Жэнь-хуане. У Тяньхуана 13 голов, у Ди-хуана — 11, у Жэнь-хуана — 9
голов (возможно, количество голов каждого божества равно числу сфер его
влияния). Любопытно, что в трактате «Сокровенная книга о восьми государях —
пещерных духах» упоминаются уже не три, а девять правителей: это древнейшие
владыки Чу тянь хуан цзюнь («первый владыка — государь неба»), Чу ди хуан цзюнь
(«первый владыка — государь земли») и Чу жэнь хуан цзюнь («первый владыка —
государь людей»); затем идут «средние» правители — Чжун тянь хуан цзюнь
(«средний владыка — небесный государь»), Чжун ди хуан цзюнь («средний владыка —
государь земли») и Чжун жэнь хуан цзюнь («средний владыка — государь людей»);
замыкают список Хоу тянь хуан цзюнь («поздний владыка — государь неба»), Хоу ди
хуан цзюнь («поздний владыка — государь земли») и Хоу жэнь хуан цзюнь («поздний
владыка — государь людей»).
[56]
«Средние» владыки унаследовали архаическую зооморфность и многоголовость первой
«очеловеченной» триады властителей — у Чжун тянь хуан цзюня змеиное тело и 13
человеческих голов, у Чжун ди хуан цзюня тело змеи и 11 человеческих голов, у
Чжун жэнь хуан цзюня тело дракона и 9 человеческих голов. Именно «средним»
владыкам трактат приписывает власть над духами и бесами: в подчинении у
государя неба 100 миллионов 9 тысяч небесных воинов и 12 тысяч бесов, государю
земли подвластны 100 миллионов 9 тысяч горных воинов, а также все драконы, змеи,
крокодилы и черепахи, государь людей повелевает 100 миллионами 9 тысячами
земных воинов, душами всех предков семи поколений и душами людей, погибших
насильственной смертью. Кроме того, Чжун жэнь хуан цзюню подчинялись три
чиновника Сань гуань — Тянь-гуань, или Небесный чиновник, Дигуань, или Земной
чиновник, и Шуй-гуань, или Водный чиновник. Этих чиновников соотносили с
представлением о Сань юань — трех началах, то есть небе, земле и воде.
Считалось, что Тянь-гуань дарует счастье, Ди-гуань отпускает грехи, а Шуй-гуань
отводит беды; чиновников Сань гуань обычно изображали вместе, в чиновничьих
нарядах и с дощечками для записей в руках.
Дальнейшая «конкретизация» абстрактных представлений о властителях Сань хуан
привела к тому, что великую триаду стали составлять не «умозрительные» божества,
а легендарные обожествленные предки — Лаоцзы, Хуанди и Паньгу; позднее место
Хуанди занял Нефритовый император Юйди (или Юйхуан шанди). Лаоцзы в этой триаде
иногда звался именем Лаоцзюнь Тайшань — властитель священной горы Тайшань, а
Паньгу вытесняли такие боги, как Тай-ши или Тай-и.
Принадлежность Паньгу к даосской великой триаде Сань хуан, очевидно,
объясняется тем, что культ этого божества как творца мироздания широко
распространился в народном даосизме. Нетрудно объяснить и принадлежность к этой
триаде Лаоцзы — родоначальника учения даосов. А вот присутствие в триаде Сань
хуан Желтого предка Хуанди вызывает некоторое недоумение. Конфуцианская
традиция, как говорилось в предыдущей главе, превратила древнего небесного бога
в мифического первопредка, культурного героя, изобретателя одежды, стрел, лука,
иероглифической письменности и календаря, мудрого правителя, олицетворявшего
собой «золотой век». Даосы, вероятнее всего, обратились к мифам о Хуанди, культ
которого сохранял широкую популярность, в поисках «инструмента» для
распространения своего учения. Они «вернули» Хуанди божественность и
провозгласили его первым бессмертным, который постиг Дао и улетел на драконе на
небеса, а также покровителем даосского учения наряду с Лаоцзы. Это
представление со временем стало широко известным, и, к примеру, у Сыма Цяня
говорится, что даосские философы «изучали учение Хуан-Лао (то есть Хуанди и
Лаоцзы. —
Ред.)
о Дао и Дэ».
Лаоцзы с символами Инь и Ян. Китайская народная картина.
В трактате «Хуайнаньцзы» о временах правления Хуанди говорится: «Некогда Желтый
предок управлял Поднебесной, а помогали ему Лиму и Тайшань-цзи. Они упорядочили
движение солнца и луны, урегулировали [чередование] эфира Инь и Ян, расчленили
|
|