|
взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает
за ними, поддерживает их».
Гармоничный мир — социальный идеал даосов, их «золотой век», главная
отличительная черта которого — не мудрость древних великих предков, как у
конфуцианцев, а природная простота и естественность. Как писал видный
отечественный синолог Е. А. Торчинов, «каждая вещь, дойдя до предела своего
созревания, возвращается в сокровенную глубину первопринципа Дао. Однако
человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную
простоту естественности как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в
приверженности к многознанию, созданию усложненных социальных институтов».
Что касается «зримой» структуры мироздания, рожденной Дао и воплощенной Дэ, эта
структура зафиксировала шаманские представления о трех сферах — верхнем мире
(Небо), земле и нижнем мире (подземный мир). Эти три сферы связаны между собой
мировой горой Куньлунь, которая у даосов считалась местопребыванием первого
бессмертного Хуанди и местом жительства Владычицы Запада Сиванму. Также мировой
горой считалась гора Тайшань, владыка которой хранил золотые шкатулки с
нефритовыми пластинами, содержавшие записи о сроках жизни людей. Известны также
мифы о трех горах-островах Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. Согласно трактату «Лецзы»,
«к востоку от залива Бохай, в скольких миллиардах ли — неведомо, есть огромная
пропасть, пучина, поистине бездонная. У нее не было дна, и называлась она
Гуйсюй. В нее стекали все воды — со всех восьми сторон света, девяти пустынь и
Небесной реки, а она [пучина] все не увеличивалась и не уменьшалась. Там пять
Гор. Первая называлась Колесница Преемства (Дайюй), вторая — Круглая Вершина
(Юаньцзяо), третья — Квадратная Чаша (Фанху), четвертая — Обитель Красавиц
(Инчжоу), пятая — Приют Презревших Блага (Пэнлай). Окружность каждой горы
сверху донизу — тридцать тысяч ли, плато на вершине — девять тысяч ли,
расстояние между горами — семьдесят тысяч ли, а [горы] считались соседями. Там
все башни и террасы — из золота и нефрита, все птицы и звери — из белого шелка,
деревья — из жемчуга и белых кораллов растут кущами, у цветов и плодов чудесный
аромат и вкус. Кто их отведывал — не старился, не умирал. Жили там все
бессмертные, мудрые. Сколько их там за день и за ночь друг к другу летало,
нельзя и сосчитать. Основание же пяти Гор ничем не укреплялось. [Они] двигались
вверх и вниз, туда и сюда по волнам вместе с приливом, не останавливаясь даже
на время. От этого бессмертные и мудрые заболели и стали жаловаться богу. Боясь,
как бы [острова] не уплыли на крайний запад и не исчезла обитель мудрых, бог
приказал Обезьяне-силачу (бог Юйцян „Каталога гор и морей“. —
Ред.)
отправить пятнадцать гигантских черепах, чтобы держали на головах горы;
[приготовить] три смены, каждая по шестьдесят тысяч лет. Тогда только пять гор
встали неколебимо. Но тут великан из царства Лунбо поднял ногу и полного шага
не сделал, как очутился у пяти Гор. На один крючок поймал сразу шесть черепах,
взвалил всех вместе на спину и пошел. Унес в свою страну и обжег их панцири для
гадания. И тогда две горы — Колесница Преемства и Круглая Вершина — уплыли на
северный край [полюс] и погрузились в океан. Тьмы бессмертных и мудрых остались
без пристанища. В большом гневе бог уменьшил царство Лунбо, чтоб страдали от
тесноты; уменьшил и народ Лунбо, сделал людей короче. Во времена же Готовящего
Жертвенное Мясо и Священного Земледельца жители этой страны еще были ростом в
несколько десятков чжанов». Эти горы трактовались как плавающие в океане
обители бессмертных, причем вера в их существование была настолько сильна, что
император Цинь Шихуанди — тот самый, который приказал сжечь конфуцианские
сочинения, — отправил на поиски гор-островов целую экспедицию; ей вменялось в
обязанность найти острова и добыть снадобье бессмертия. Позже найти эти острова
— и тоже безуспешно — пытался и император У-ди.
Карта очищения сердца и возврата энергии во внутренние органы. Гравюра (XVII в.
).
Под влиянием буддизма в позднем даосизме сложилось представление о делении
верхнего мира на три сферы («три чистоты», Сань Цин) — Юйцин («нефритовая
чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота»).
Лаоцзы, основатель даосизма.
В сфере Юйцин обитают совершенномудрые (шэн), сфера Шанцин доступна святым
(чжэнь), а в сферу Тайцин поднимаются бессметрные (сянь). Божество сферы Юйцин
— Юаньши тяньцзунь («изначальный небесный владыка»); в народной мифологии его
отождествляли с Нефритовым императором Юйди. Божество сферы Шанцин — Тайшан
Даоцзюнь («верховный государь Дао»), оно управляет временем и взаимодействием
сил Инь и Ян. Божество сферы Тайцин — Тайшань Лаоцзюнь («верховный старый
государь»); это божество отождествляли с Лаоцзы.
|
|