Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
суеверия. Именно стихийность и «народность» даосизма обеспечили ему 
популярность в массах — даже несмотря на различные метафизические и мистические 
«наслоения».

При внимательном рассмотрении в канонических даосских текстах и практиках 
нетрудно различить наследие архаической эпохи — в первую очередь шаманизма. Как 
писал Мирча Элиаде в работе «Шаманизм», «вполне вероятно, что даосы разработали 
и систематизировали шаманские идеологии и практики протоисторического Китая, и 
потому их следует считать более правомочными последователями шаманизма, чем 
заклинателей и медиумов. Даосизм ассимилировал значительно больше архаических 
техник экстаза (вхождения в шаманский транс. —
Ред.),
чем йога и буддизм, особенно если речь идет о позднем даосизме, сильно 
искаженном магическими элементами». Не меньшие влияния на формирование 
даосского учения оказали гадательные практики, квинтэссенцией которых стала 
знаменитая «Книга перемен» («И-цзин»), позднее причисленная к конфуцианскому 
канону, но разительно отличающаяся от других его сочинений.

Например, как не отметить сходство между описаниями Дао в «Дао Дэ Цзин» и таким 
афоризмом из «Книги перемен»: «Возврат исходит из Пути. Какая может быть в этом 
хула? Счастье!»
С точки зрения мифологии даосизм также выступает «наследником» шаманизма; в 
мифах даосов отчетливо прослеживаются характерные черты шаманской мифологии, 
суммированные в работах многих исследователей. Так, по Е. С. Новик (статья 
«Шаманская мифология» в энциклопедии «Мифы народов мира»), «центральная фигура 
шаманской мифологии — шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между 
людьми и духами. В распоряжении шамана находится особая категория 
духов-помощников… Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или 
наземных животных — символов различных сфер мироздания». В мифологии даосов 
аналогичную роль исполняют бессмертные (сянь), которым помогают птицы, звери и 
даже драконы. Вознесение бессмертных на небо вполне соотносится с шаманскими 
«странствиями души»; целительные способности шаманов также были «восприняты» 
даосизмом. Кроме того, даосизм, подобно конфуцианству, опирался на архаические 
мифы; но если конфуцианцы видели в древних богах великих предков, деяния и 
слова которых подлежат обязательному воспроизведению, даосы сохранили 
представление о богах — и значительно его расширили. Вдобавок даосизм, в 
отличие от конфуцианства, создал собственную мифологию, из которой впоследствии 
во многом выросла народная мифология средневекового Китая.
«Идеологическая» основа даосской мифологии изложена в трех знаменитых трактатах,
 которые считаются фундаментом даосского канона. Это трактаты «Дао Дэ Цзин», 
«Чжуанцзы» и «Лецзы». Авторство первого трактата традиция приписывает 
легендарному мудрецу Лаоцзы, старшему современнику Конфуция; два других 
трактата были написаны столетием или двумя позже. Именно в этих трактатах 
сформулировано представление о Дао — краеугольном камне даосской философии и 
даосской мифологии.
В «Дао Дэ Цзин» читаем: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли 
родившаяся! О беззвучная! О Лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. 
Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной… 
Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее 
Великим. Великое — оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном 
движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему 
истоку… Человек следует законам земли. Земля следует законам Неба. Небо следует 
законам Дао, а Дао следует самому себе». Трактат «Лецзы» добавляет: «Не имеющее 
начала, но постоянно рождающее, — это Дао». Трактат «Чжуанцзы» гласит: 
«Существует начальное, существует еще не начавшееся начальное, существует и 
никогда не начинавшееся безначальное» (Дао).
Как упоминалось в предыдущей главе, представление о Дао сложилось в Китае в 
глубокой древности, упоминания о нем встречаются еще в «Книге перемен». 
Конфуцианцы трактовали Дао как путь морального совершенствования, олицетворение 
верховных законов Неба, которые предписывают создание в обществе определенного 
порядка. Согласно же учению даосов, Дао — всеобщий закон природы, «одно, все и 
ничто», которое проявляется в «материальной форме» через Дэ — буквально 
«добродетель».




Схема взаимного преобразования Беспредельного и Великого Предела. Рисунок из 
средневекового даосского трактата.


Будучи «всем и ничем», Дао создает мир. Процесс миротворения в «Дао Дэ Цзин» 
описан весьма лаконично: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, 
а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и 
образуют гармонию». Этот весьма темный по смыслу афоризм обычно толкуется 
следующим образом. Дао порождает космическую энергию Ци, из которой состоит все 
в мире. Из энергии Ци возникают мужское и женское начала — Ян и Инь. Ян и Инь, 
в свою очередь, создают три «базовых элемента» мироздания — Небо, Землю и 
Человека, из сочетания которых и происходит мир. Причем все эти метаморфозы 
возможны только благодаря Дэ, поскольку «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-