|
следование Дао и Ритуалу. Эти идеалы, ставшие со временем для китайцев
заповедями наподобие Моисеевых, и сформировали конфуцианскую цивилизацию Китая
— цивилизацию, о которой выдающийся английский историк Арнольд Тойнби писал:
«Двухтысячелетняя посмертная власть Конфуция выдержала междуцарствие,
последовавшее за падением империи Хань, вторжение варваров, победоносное
шествие махаяны по новому дальневосточному миру и варварское вторжение более
поздних времен. Единственной силой, которая может серьезно соперничать с
конфуцианством за власть над китайскими умами, оказалась цивилизация Запада,
насильственно вторгающаяся в жизнь Китая. Возможно, на некоторое время западное
влияние действительно ли шило Конфуция его трона, но, даже официально
отстраненный, непобедимый мудрец продолжает властвовать инкогнито.
[54]
Ибо сущность конфуцианской социальной системы, учрежденной две тысячи лет назад,
— это правление под эгидой учителя, авторитет которого с веками только
возрастал и давно уже стал непререкаемым. Даже сейчас мы не можем утверждать,
что настал конец его многовекового царства, без всяких ухищрений завоеванного
древнекитайским мудрецом, после того как он потерял свой официальный пост в
маленьком княжестве Лу».
Дракон, изображенный на парадном одеянии императора. Эпоха Цин.
Конфуцианство господствовало в Китае на протяжении тысячелетий и до известной
степени продолжает господствовать и по сей день. Однако наряду с ним в стране
существовали и продолжают существовать иные мифорелигиозные традиции, к числу
которых принадлежит и принципиальный противник конфуцианства — даосизм.
Глава 3
НЕБЕСНОЕ ДАО:
даосская традиция в мифологии
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.
Дао Дэ Цзин
Конфуцианство и даосизм. — Шаманические корни даосизма. — Трактат «Дао Дэ Цзин».
— Дао и Дэ. — Мироздание даосов. — Паньгу. — Даосский пантеон. — Триада Сань
хуан. — Хуанди. — Нефритовый император Юйди. — Лаоцзы. — Сиванму и Дунвангун. —
Гора Куньлунь. — Царь обезьян Сунь Укун. — Бессмертие. — Духи тела. — Даосская
алхимия. — Пилюли бессмертия. — Бессмертные-сянь. — Восемь бессмертных. —
Небесные девы. — Укротители демонов. — Бесы в даосизме. — Локальные божества и
духи. — Представления о других народах. — Кумиры божеств. — Геомантия и фэн-шуй.
— Даосизм и боевые искусства. — Даосские секты.
Подобно конфуцианству, даосизм в своем первоначальном, «исконном» виде являлся
прежде всего философской системой. Однако если конфуцианство, пусть и оставаясь
в среде мифологических представлений, практиковало сугубо прагматический,
«земной» подход (вспомним хотя бы «превращение» древних богов в великих предков
или лаконичный комментарий «Луньюй»: «Учитель не говорил о чудесах, силе,
беспорядках и духах»), то учение даосов ab ovo являлось
мистически-ориентированным, призывало к познанию Неведомого — первозданной
полноты бытия, воплощенной в Великом Пути Дао. Прагматичность конфуцианства
позволила этому учению со временем стать государственной идеологией, тогда как
мистицизм даосов со временем оттеснил эту доктрину на периферию общественного
сознания, фактически не позволил теориям даосов стать чем-то большим, нежели
«духовной пищей для посвященных». При этом оба учения оказали и продолжают
оказывать существенное влияние на китайскую культурную традицию; как пишет
современный китайский исследователь, каждый китайский интеллектуал, будучи в
социальном плане конфуцианцем, в душе, подсознательно, всегда немного даос.
Даосский святой на облаках. Настенная роспись из храма Юнлэгун.
Конфуцианство исповедовали прежде всего высшие слои общества и люди
образованные, тогда как даосизм всегда был «ближе к народу», что и не
удивительно: учение Конфуция изначально представляло собой «конструкт»,
намеренно созданную социально-этическую теорию управления государством, тогда
как даосизм складывался в известной степени стихийно, вырастал из древних
аскетических (если угодно, эскапистских), мантических, магических и шаманских
практик и вбирал в себя бытовавшие «в обиходе» мифологические представления и
|
|