|
великим человеком,
чьей необъятной и недостижимой мудрости они покло нялись не в силу слепой веры,
а вследствие воспитанной веками искренней убежденности в непревзойденном
совершенстве его идей и идеалов».
Так обстояло дело в кругу образованных людей. В народе же Конфуция почитали как
божество, окружили его жизнь множеством легенд (так, утверждалось, что форма
головы новорожденного Конфуция сулила ему великую судьбу — на голове у младенца
было несколько бугорков, а посредине вмятина, как у одного из великих предков,
Фуси, который создал иероглифы, научил людей писать, читать и считать и
готовить пищу на огне). Слова и поступки мудреца приобрели статус божественных
заповедей и идеальных действий, которые следовало воспроизводить каждому
человеку. Со временем культ Конфуция «раздвоился»: мудреца стали отождествлять
с богом долголетия Шоусином, которого изображали в образе убеленного сединами
старца, окруженного детьми; это толковалось как объединение нации вокруг
великого учителя и наглядное проявление сыновней почтительности сяо.
Жертвоприношение Учителю Кунцзы. Гравюра.
Еще одним следствием — и поистине глобальным по масштабам — культа знаний в
целом и культа Конфуция и конфуцианства в частности стало возникновение и
укрепление культа Поднебесной как центра мироздания. В известной степени этот
культ можно сопоставить с культом Рима как Вечного города. В Риме, как писал
Жорж Дюмезиль, «история от основания города заменяла мифологию людям, для
которых все ценности определялись их городом, и ни окружающий его мир, ни
времена, которые ему предшествовали, не представляли особого интереса». Не мир
для древних римлян ужался до пределов города, как было в Вавилоне, но город
охватил собой весь мир. Пламя пожара, погубившего Трою, из которой бежал
«родоначальник» Эней, было одновременно пламенем мирового пожара, уничтожившего
прежнее мироздание и очистившего его от скверны. Из этого пламени, подобно
фениксу, и возник Вечный город, наследник Трои и «зиждитель устоев и мерило
ценностей» — как себе, так и всей Ойкумене. По Титу Ливию, величие Рима в веках
обеспечила римская доблесть
(virtus romana),
объединяющая в себе справедливость
(justitia),
верность
(fides),
мужество
(honor),
умеренность
(moderatio)
и благочестие
(pietas).
«Бессмертным богам, — писал Ливий, противопоставляя римлян этрускам и
македонянам, — любезны благочестие и верность, коими достиг своего величия
римский народ».
Схожие представления обнаруживаются и в конфуцианском Китае. Поднебесная —
центр мироздания и венец творения, окруженный безграмотными варварами, которые
обязаны почитать Сына Неба и приносить ему дань. «Любые взаимоотношения
конфуцианского Китая с его соседями на протяжении почти двух тысячелетий всегда
рассматривались только и именно сквозь эту призму. Как только представители
какого-либо племени или соседнего государства прибывали в Китай, специальное
управление, ведавшее сношениями с иностранцами, рассматривало прибывших как
данников. Даже в 1793 году, когда в Китай прибыло первое английское посольство,
на кораблях, везших миссию по китайским водам, развевались флаги с надписью
„Носитель дани из английской страны“… Судя по многочисленным записям в
китайских средневековых хрониках, все такие визиты в Китай всегда
воспринимались и фиксировались именно как явления данников, признание
зависимости» (Васильев). В ином качестве окружающий мир жителей Поднебесной не
интересовал, чему немало удивлялись, например, Марко Поло и отцы-иезуиты,
основавшие в Китае свои миссии.
Даже внешние завоевания (монголы, маньчжуры) оказались неспособными изменить
восприятие Поднебесной как центра мироздания. Китайская традиция попросту
«переваривала» завоевателей, «окитаивала» их и способствовала вдобавок, как
пишет Л. С. Васильев, «формированию в умах конфуцианских лидеров не только
убеждения в величии, превосходстве и совершенстве китайской цивилизации, но и
привычки считать все соседние народы кандидатами в китайцы. Восприятие же этими
народами отдельных элементов китайской цивилизации лишь подтверждало, в глазах
конфуцианских лидеров Китая, абсолютную справедливость подобной точки зрения».
Основы величия Рима по Титу Ливию можно сопоставить с теми характеристиками,
которыми, по Конфуцию, должен обладать совершенный человек цзюньцзы:
человечность, чувство долга, сыновняя почтительность, уважение к древности,
|
|