|
Зерном наполняем мы чаши,
Чаши деревянные, чаши глиняные.
Запах жертвы возносится ввысь,
Предок Верховный услаждается им.
Как же запах жертвы мы в срок принесли?
Проса Владыка первым те жертвы принес.
Народ от обычая не отступил
И поныне как должно приносит!
[40]
Согласно поздней традиции, Хоуцзи — один из культурных героев, который «первым
начал сеять и жать», после чего мудрый правитель Яо (или Шунь) пригласил его к
своему двору на должность «министра» земледелия. Однако в традиции архаической,
как показала реконструкция Э. М. Яншиной, Хоуцзи являлся женским божеством, имя
которого следует переводить как Владычествующая над просом: «Как показатель
женского божества термин „хоу“ вполне согласуется с образом Хоуцзи, который,
как дух зерна, хлеба, мог (или, вернее, должен был) на определенной стадии
развития воплощаться в образе женского духа. Многочисленные параллели из
истории мифологии и верований других народов позволяют видеть, что
олицетворения зерна и хлеба в образах женских богов — матери хлеба, матери
зерна, старухи зерна или хлеба, житной бабы и т. д. — были почти универсальны»
(Яншина).
В исторический период, подобно многим другим архаическим божествам, Хоуцзи
«преобразился» в предка, к которому возводило свой род племя чжоу. Аналогичная
трансформация произошла не только с главными божествами древнекитайского
пантеона, но и с теми богами, которых принято считать «стихийными», — богами
различных явлений природы. Так, громовник Лэйгун, из кости которого Хуанди
сделал палочку для военного барабана, позднее стал почитаться как отец
первопредка Фуси и утратил зооморфный облик («Каталог гор и морей» говорит, что
у него голова человека и тело дракона). Помощник Лэйгуна, одноногий бык Куй, с
которого Хуанди содрал шкуру для того же военного барабана, «превратился»
благодаря конфуцианцам в чиновника, ведавшего музыкой при дворе Шуня, и т. д.
Однако целый класс стихийных божеств (или тотемов) эта трансформация
практически не затронула (хотя они и стали считаться прародителями великих
героев и правителей); речь, конечно же, о драконах (лун).
Одноногий пепельный бык Куй. Иллюстрация из «Каталога гор и морей».
По справедливому замечанию Э. М. Яншиной, «драконы занимают настолько большое
место в мифологических воззрениях древних китайцев, а связанные с ними
представления настолько важны, что необходимо остановиться на их культе особо».
Вероятно, первоначально тотемами древних племен служили ящерицы или змеи,
которые постепенно преобразились в драконов — животных с длинным телом и
головой, увенчанной рогами, как свидетельствует изображение на гадательной
кости эпохи Инь. Драконы почитались как олицетворения и покровители водной
стихии — рек, источников, озер, дождя и прочего, то есть как «хозяева природы».
Дракон Инлун, победитель Чию и Куафу, олицетворял дождь; дракон Цзяо приносил
«небесную влагу»; дракон Лун-ван (поздняя архаика) повелевал морями и реками.
В образе драконов представлялись божества рек. Так, бог реки Хуанхэ Хэбо,
побежденный Лучником И, имел, как утверждается в «Каталоге гор и морей»,
змеиные тело и хвост и человеческую голову. Поздняя традиция (комментарии к
«Вопросам небу» Цюй Юаня) называет драконов в числе атрибутов Хэбо. Причем
драконов — речных богов, как следует из мифов и преданий, изрядно опасались —
ведь их гнев вызывал разливы и наводнения; в одном трактате говорится, что
виновником потопа, который сумел усмирить Юй, был именно дракон, да и всемирный
потоп, который обуздывала Нюйва, был вызван драконоподобным богом Гунгуном (или
Черным Драконом).
Кроме того, драконы и змеи выступали как хтонические животные, связанные с
землей и ее силами. Так, имя одного из богов земли, Гоулуна, переводится как
Кривой Дракон, а атрибутами многих богов плодородия, по «Каталогу гор и морей»,
выступали змеи и драконы: у Куафу в руках две змеи, Гоуман (Вьющийся Терновник)
ездит на двух драконах; по Ван Чуну, в обряде вызывания дождя обращались к
земляному дракону. Словарь «Шовэнь» сообщает, что весной драконы поднимаются в
небо, а осенью опускаются в пучину.
Дракон. Бронза (IV в. до н. э.).
|
|