Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
Красное сорго и белое! Всюду подряд
Черное просо и просо-двойчатка стоят…
Неба верховный Владыка доволен и рад —
Благоуханью ль, что вовремя точно оно,
Жертве ль, показанной нам Государем-Зерно,
Той — непорочной, что, свято блюдя, как закон,
Люди приносят еще и до наших времен?


«Каталог гор и морей» сообщает, что Хоуцзи «посеял все злаки», а Сыма Цянь 
добавляет: «Хоуцзи сообразно сезонам возделывал все хлеба». Из этих сообщений 
явствует, что Хоуцзи поклонялись как богу земледелия и жатвы; при этом трактат 
«Хуайнаньцзы» уточняет: «Хоуцзи первым начал сеять и жать. Когда он умер, то 
стал почитаться как Просо (Цзи)».

Рождение Хоуцзи, подобно рождениям большинства персонажей древнекитайской 
мифологии, было чудесным: мать Цзянъюань понесла его, наступив на след ступни 
Небесного владыки. Родив ребенка без мужа, Цзянъюань хотела от него избавиться 
(отсюда имя Ци — «Брошенный», которым также называли Хоуцзи), однако ряд 
знамений убедил ее в том, что ребенка следует оставить и что ему уготована 
великая судьба.
[38]
В другом гимне «Шицзин» говорится:



Славна в веках Цзянъюань,
Добродетель ее без изъяна.
Так положил Высокий Владыка,
Чтоб без страданий и без вреда,
Без опозданья и в самый срок
Родить ей Просо-Владыку
Ниспослано счастье великое.
Гаолян и просо — ранние и поздние,
Ранние и поздние бобы и пшеницу —
На всей земле
Велит народу он высевать.
Просо и гаолян,
Черное просо и рис
Велит он сеять по всей земле.

Так продолжил он Юя деянье.
[39]






Нюйва лепит людей из глины. Вырезка из бумаги (XX в.).


Исследователи видят в этом божестве хлебного духа, сопоставимого с теми, о 
которых писали Дж. Фрэзер и В. Маннгардт; эти духи, как считалось, олицетворяли 
растущие на полях злаки. В гимне «Рождение людей» подробно описывается обряд, 
совершавшийся в честь такого духа:


«Рожденный» даровал счастливое зерно.
Вот — черное просо, вот — двухплодное просо.
Вот клейкое просо, вот — лучшее просо.
Рядами стоит просо черное, просо двухплодное,
Убираем его, на меже оставляем его.
Рядами стоит просо клейкое, лучшее просо,
Взвалим на плечи его, на спине понесем его,
Чтоб, вернувшись, Великие жертвы начать.


Как же жертвы «Рожденному» мы принесем?
Обдираем зерно, извлекаем его,
Веем его, топчем его,
Промываем его — шелестит-шелестит,
Жертвы пар поднимается ввысь.


Да, подумаем мы, поразмыслим.
Артемизию в жертвенный дар мы положим.
Барана в жертву Духу дороги несем.
Жертву зажарим, жертву сожжем,
Чтобы в новом году снова быть с урожаем!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-