Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
— Срединный, Восточный, Южный, Западный и Северный.




Черепаха, перевитая змеей. Рисунок (VII в.).


Другое деление неба мыслилось параллельным делению земли на девять областей, 
предпринятому Юем. Земному Цзичжоу (или Цзючжоу) соответствовало Цзичжоу 
небесное (Цзи тянь или Цзи е) — со сферами севера, юга, запада, востока, центра,
 а также северо-востока, северо-запада, юго-востока и юго-запада, причем все 
эти сферы имели собственные имена: так, центральная сфера называлась Цзюнь тянь 
— «ровное небо», северная Сюань тянь — «черное небо», восточная Цан тянь — 
«синее небо» и т. д. По этим девяти областям, равно как и по нижнему из девяти 
вертикальных слоев небосвода, совершали свой ежедневный путь солнце и луна.
Богом солнца в Древнем Китае считался правитель Юга Яньди, которому помогали 
бог огня Чжужун и правитель летней погоды Чжумин. Само же светило 
персонифицировалось в образе божества Сихэ, которое считалось одновременно 
возницей солнечной колесницы и матерью 10 солнц — тех самых, которых 
расстреливал из лука герой И. Сихэ называли супругой Дицзюня; их дети-солнца 
жили на ветвях солнечного дерева фусан, причем девять сыновей сидели на верхних 
ветвях, а десятый — на нижнем (это последнее солнце — то самое светило, которое 
освещает землю). По мифу, появление солнца предварял петушиный крик: первым 
кукарекал нефритовый петух на вершине дерева фусан, ему вторил золотой петух с 
вершины горы Таодушань, следом подавали голоса каменные петухи с вершин других 
знаменитых гор и обычные петухи, после чего начинался морской прилив и 
появлялось солнце.

В трактате «Хуайнаньцзы» подробно описан путь светила по небосводу: «Солнце 
поднимается из Долины Восходящего Солнца, купается в озере Сянь, приближается к 
Шелковице Фу (дерево фусан. —
Ред.).
Это называется Утренняя заря. Поднимается на Шелковицу Фу, отсюда собирается в 
путь. Это называется Рассвет. Достигает Кривых гор. Это называется Утро. 
Достигает Ярусных Ключей. Это называется Время первой еды. Достигает 
Шелковичного края. Это называется Время второй еды. Достигает Равновесия света. 
Это называется Позднее утро. Достигает гор Куньу. Это называется Полдень. 
Достигает Птичьего ночлега. Это называется Малое возвращение. Достигает Долины 
Скорби. Это называется Время дневной еды. Достигает горы Матери Цзи. Это 
называется Большим возвращением. Достигает Пучины Печали. Это называется 
Временем первого толчения риса. Достигает Каменной гряды. Это называется 
Временем второго толчения риса. Достигает Источника Скорби. Здесь 
останавливается его женщина (Сихэ. —
Ред.).
Здесь отдыхают его кони. Это называется Распряженная колесница. Когда достигает 
Пучины Печали, это называется Сумерками. Когда достигает Долины Мрака, это 
называется Тьмой. Солнце погружается в Пучину Печали, светит в Долине Мрака».

За исключением локальной топонимики и упоминания о Сихэ, китайский сюжет о 
дневном и ночном «маршрутах» солнца во многом схож с представлениями других 
народов о движении светила — можно вспомнить и древнеегипетский миф о плавании 
ладьи бога солнца Ра по дневному и ночному небосводам, и славянские предания о 
пути солнца днем и в ночи, а образ возницы солнца приводит на память 
древнегреческого Гелиоса, который одновременно считался богом солнца и возницей 
солнечной колесницы.
Сихэ не только родила десять солнц и управляла солнечной колесницей; согласно 
поэту Цюй Юаню, она повелевала временем («Прикажу я Сихэ замедлить времени 
бег»), а стихотворное сочинение «Гуйцзан», цитируемое в комментариях к 
«Каталогу гор и морей», упоминает, что ей подчинялись как солнце, так и луна, 
что она регулировала восходы и заходы, «чтобы были свет и темнота». О Сихэ как 
об управительнице хода времени и чередования света и тьмы, суток и времен года 
говорит и Сыма Цянь: «Некогда Сихэ предалась разгулу, пренебрегла сезонами и 
спутала дни». Этой богине также приписывалось изобретение гадания по солнцу.




Охотник убивает солнца и пирует у Хозяйки Запада. Рельеф из храма У Ляна.



В поздней традиции образ Сихэ был переосмыслен: место богини заняли два (или 
четыре) придворных астронома правителя Яо — Си и Хэ. В «Книге преданий» 
рассказывается, что Яо «повелел Си и Хэ с благоговением следовать за Высочайшим 
Небом и рассчитать солнце, луну, планеты и звезды, с почтением определить для 
людей времена года. Отдельно приказал Старшему Си поселиться у охотников юй, в 
месте под названием Долина Восходящего Солнца, чтобы почтительно встречать 
восходящее солнце и регулировать восточные дела. Повелел Младшему Си поселиться 
в Южном повороте, чтобы регулировать южные изменения. Повелел Старшему Хэ 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-