Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
покровитель земледелия, изобретатель сельскохозяйственных орудий и целитель 
(существует предание о том, что он ходил с красным кнутом и стегал травы, 
определяя их целебные свойства). По другому преданию, он получил в дар чудесное 
животное яошоу, которое, стоило погладить его по спине и поведать о чьей-либо 
болезни, немедля бежало в поля и приносило в зубах необходимую для исцеления 
траву. Шэньнуна также отождествляли с Яньди — одним из У-Ди, правителем Юга и 
богом солнца, побежденным Хуанди.

Завершает «галерею предков» в нашем изложении Фуси, он же Паоси и Тайхао. 
Мифология Фуси во многом связана с мифологией Нюйва, супругом и братом которой 
Фуси стал считаться приблизительно с рубежа нашей эры. На рельефах храма У Ляна 
Нюйва и Фуси изображены вместе с Шэньнуном как первопредки. Подобно Нюйва, Фуси 
изображался получеловеком-полузмеем и считался учредителем брачных союзов. Ему 
приписывались и другие деяния, характерные для демиурга и культурного героя — в 
частности, изобретение иероглифического письма. В своде «Собор во дворце Белого 
Тигра», который цитирует Э. М. Яншина, говорится: «В далекой древности не было 
Трех правил и Шести установлений.
[30]
Люди знали свою мать, но не знали своего отца. Когда были голодны, то искали 
пищу; насытившись, бросали оставшееся. Они съедали шерсть и перья вместе с 
мясом, пили кровь, делали одежду из шкур и камыша. Тогда Фуси взглянул вверх и 
увидел форму Неба, посмотрел вниз и понял устав Земли. Благодаря этому 
установил брак и привел в порядок пять первоэлементов, первый установил правила 
поведения людей, начертал триграммы для управления Поднебесной». Триграммы, о 
которых идет речь, — это знаменитые Ба гуа, восемь триграмм, символизирующих 
Инь и Ян сочетаниями цельных линий. Впоследствии Ба гуа составили основу 64 
гексаграмм «Книги перемен».
[31]




Фуси и Нюйва часто изображали с измерительными инструментами в руках — отвесом, 
циркулем, угольником. Это позволяет предположить, что этих божеств почитали не 
только как первопредков, но и как создателей и устроителей мира (ср. широко 
распространенное в европейской традиции представление о божестве как о Великом 
Геометре).

По мнению Э. М. Яншиной, в древности культ Нюйва занимал главенствующее 
положение, тогда как культ Фуси выдвинулся уже в историческое время: «Хотя Фуси 
и оттеснил Нюйва, заняв место первочеловека в историзованной мифологии, 
канонизированной официальной идеологией, в народных верованиях он подчиняется 
Нюйва и принимает на себя ее черты и характер. Выдвижение культа предка Фуси 
произошло сравнительно поздно, его соединение с Нюйва как с женой или сестрой 
(вариант: женой-сестрой) не было изначальным; подключение мужского предка к 
наиболее почитаемому женскому предку, с одной стороны, поднимало его авторитет, 
а с другой — давало ему возможность оттеснить женского предка на второй план».
[32]





Империя Хань (II–I вв. до н. э.).


Как один из У-Ди, Фуси считался правителем Востока. Ему помогал дух дерева 
Гоуман, обычно изображавшийся с циркулем в руке (одно из возможных толкований 
этого символа — окружность, то есть солнце), поэтому можно предположить, что 
Фуси почитался и как небесное и солярное божество.
Из почитания неба вполне логично вытекает поклонение небесным светилам, 
планетам и звездам. Как уже упоминалось, в китайской мифогеографии небосвод 
делился на пять сфер — по числу главных сторон света. Каждая сфера имела своего 
правителя, была связана с конкретным цветом, первоэлементом, временем года и 
священным животным. В трактате «Хуайнаньцзы» говорится: «Восток — дерево, его 
бог — Тайхао, помощник которого Гоуман держит наугольник (или циркуль) и 
управляет весной; его дух — планета Суй (Юпитер), его животное — Лазурный 
дракон… Юг — огонь, его бог — Яньди, помощник которого Чжужун держит весы и 
управляет летом; его дух — планета Инхо (Марс), его животное — Красная птица… 
Центр — земля, его бог — Хуанди, помощник — Хоуту держит веревку и управляет 
четырьмя сторонами земли; его дух — планета Чжэнь (Сатурн), его животное — 
Желтый дракон… Запад — металл, его бог — Шаохао, помощник — Жушоу держит 
циркуль и управляет осенью; его дух — планета Тайбо (Венера), его животное — 
Белый тигр… Север — вода, его бог — Чжуаньсюй, помощник — Сюаньмин держит гирю 
и управляет зимой; его дух — планета Чэнь (Меркурий), его животное — Черная 
черепаха…» Лазурный дракон — Цинлун, его изображение в ритуальных процессиях 
несли слева, тогда как изображение Красной птицы Чжуняо — впереди, изображение 
Желтого дракона Хуанлуна (или единорога-цилиня) — в центре, изображение Белого 
тигра Байху — справа и изображение Черной черепахи Сюаньу, перевитой змеей, — 
сзади. Каждой сфере соответствует, кроме того, и конкретный звездный дворец-гун 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-