Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
запряженной белой лошадью.




Мудрый правитель Шунь. Рисунок эпохи Хань.



[Яо] сумел проявить добродетели, ведущие [людей] к повиновению, и с их помощью 
сблизил [все] девять поколений. [Когда] среди девяти поколений установилось 
согласие, [он] навел порядок среди байсинов
[27]
и просветил их. [Когда] байсины просветились, [он] объединил и привел к 
согласию десять тысяч владений». Ко временам правления Яо, согласно традиции, 
относятся второй великий потоп, усмиренный Юем, и появление на небосводе десяти 
солнц, девять из которых были сбиты стрелами Лучника И. Также при Яо был 
исчислен «ход солнца и луны», причем, как гласит легенда, совершили это 
астрономы Си и Хэ, в которых «трансформировалось» древнее солярное божество 
Сихэ (см. ниже). Подобные «превращения» произошли в историографии и с другими 
древними божествами: божество проса Хоуцзи стало министром земледелия при дворе 
Яо, а громовник Куй сделался министром музыки. В конце своего правления Яо 
получил в дар чудесную птицу чунмин, в каждом глазу которой было по два зрачка. 
Эта птица питалась нефритовой пастой, могла прогонять диких зверей и бесов; 
когда она улетала надолго, люди вырезали ее изображения из дерева или металла, 
чтобы обезопасить себя от злых духов. Любопытно, что Чунмином также называли 
преемника Яо Шуня — у него тоже было по два зрачка в каждом глазу.

Шунь был избран Яо за свою добродетельность, поскольку собственный сын 
правителя — Даньчжу — отличался крайней непочтительностью. У Сыма Цяня читаем: 
«Приближенные сказали: „Есть одинокий человек, живущий среди народа, зовут его 
юйский Шунь“. Яо сказал: „Да, я слышал о нем. Каков же он?“ Советники ответили: 
„[Он] — сын слепого, отец [его] склонен к порокам, мать — сварлива, младший 
брат — заносчив, но [Шунь] своей сыновней почтительностью умеет поддерживать 
[среди них] согласие, постепенно направляя [их] к добру, так что они не дошли 
до преступления“. Яо воскликнул: „Я испытаю его!“ После чего отдал [Шуню] в 
жены двух своих дочерей, [чтобы] посмотреть, как [повлияют] его добродетели на 
двух женщин.

Шунь приказал поселить женщин на реке Гуй-жуй, и они [строго] блюли обязанности 
жен. Яо одобрил это и приказал тогда Шуню со старанием привести в гармонию пять 
отношений
[28]
с тем, чтобы им можно было следовать. Так [пять отношений] проникли в среду 
чиновников, и все чиновники вовремя стали исполнять свои дела.


[Шунь] принимал приезжающих у четырех ворот,
[29]
и у ворот царил строгий порядок, а владетельные князья и прибывающие из дальних 
мест гости все держались с почтением. Затем Яо послал Шуня в горы, поросшие 
лесом, и в низины, пересеченные реками. Там свирепствовали ураганы и сильные 
грозы, но Шунь не сбился с пути. Яо стал считать Шуня совершенномудрым и, 
призвав его, сказал: „Три года твои планы были совершенны, а слова приводили к 
успеху. Ты вступишь на императорский престол“. Шунь стал отказываться, уступая 
[более] добродетельным и не выразив радости. [Однако] в первый день первой луны 
Шунь принял дела управления».

В правление Шуня были придуманы многие мелодии (в китайской традиции музыка — 
«закодированное» знание предков), в том числе мелодия сяншао, которую 
спускались послушать даже фениксы. Наследовал Шуню усмиритель потопа Юй.
Наряду с потомками Хуанди, выступавшими в качестве совершенномудрых правителей, 
китайская мифология знает и его «дубликаты» — персонажей со сходными и даже 
аналогичными функциями, причисляемых к первопредкам. Это Дицзюнь (Предок 
Выдающийся в русском переводе «Каталога»), Шэньнун и Фуси.
Дицзюню поклонялись восточные иньцы, о чем свидетельствуют надписи на 
гадательных костях. После завоевания царства Инь чжоусцами культ Дицзюня как 
верховного божества был вытеснен культом Хуанди, однако отзвуки этого культа 
сохранялись долгое время. В «Каталоге гор и морей» говорится, что жена Дицзюня 
родила двенадцать лун, что Дицзюнь был отцом бога огня Чжужуна и бога проса 
Хоуцзи, что другие сыновья Дицзюня «первыми создали песни и танцы».




Поклонение богу земли Шэньнуну в императорском дворце. Фрагмент картины 
(XVIII в.).


Шэньнун, подобно Яо, был зачат от дракона и почитался как учредитель и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-