Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 




Фениксы резвятся среди пионов. Китайская народная картина из коллекции 
академика В. М. Алексеева.


В отличие от версии «Каталога», в других источниках окончательный разгром 
мятежника Чию приписывается не Инлуну, а самому Хуанди, который приказал 
изготовить боевой барабан из кожи диковинного одноногого быка Куя (о культе 
боевых барабанов в Древнем Китае см. выше); палочку для барабана сделали из 
кости убитого по приказу Хуанди бога грома Лэйгуна. Грохот барабана поверг 
войско Чию в панику, которую не смогло утишить даже прибытие союзников — 
великанов Куафу (родоначальник которых погиб, пытаясь догнать солнце, см. ниже).
 Чию захватили в плен и заковали в колодки, а потом казнили. Колодки с него 
сняли только после смерти и бросили в степи; они превратились в клены с 
кроваво-красными листьями.

Совершив все эти деяния по упорядочению, «гармонизации» земного мироздания (все 
они вполне могут толковаться как действия демиурга и культурного героя, 
направленные на обуздание хаоса), Хуанди удалился от дел. Он оставил после себя 
25 сыновей, 14 из которых стали основателями новых родов. В конце его 
царствования на земле появились единорог-цилинь и феникс-фэнхуан — символы 
мудрого правления. Согласно трактату «Хуайнаньцзы», в конце жизни Хуанди отлил 
на вершине горы медный треножник, после чего с неба спустился дракон, и Желтый 
предок, ухватившись за его ус, скрылся в небесах.
[26]

Безличное Небо-Шанди было далеким и абстрактным, тогда как Хуанди виделся 
божеством благожелательным и близким, поэтому не удивительно, что его культ 
стал в Китае настолько популярен.
К потомкам Хуанди причисляли, среди прочих, таких персонажей китайской 
мифологии, как Чжуаньсюй, Шаохао, Ди-Ку, Яо и Шунь. Чжуаньсюй считался внуком 
или правнуком Хуанди. Как писал Сыма Цянь: «Император Чжуаньсюй… был спокойным 
и глубоким в своих замыслах и решал дела, вникнув в их суть. [Он] создавал 
богатства, сообразуясь с особенностями земли; действовал, исходя из сезонов 
года, беря пример с Неба; устанавливал отношения людей, подражая духам людей и 
небесным духам; управлял стихиями с целью просветить и изменить [людей]; очищал 
свое тело и сердце, чтобы совершать жертвоприношения». В исторической традиции 
именно при Чжуаньсюе произошло разделение неба и земли, совершенное Чжуном и Ли 
(по преданию — внуками Чжуаньсюя). Причем в «речах царств» этот миф о 
разделении толкуется метафорически: «Когда Чжуаньсюй принял власть, то приказал 
Чжуну — Правителю Юга управлять небом, чтобы оно принадлежало богам; приказал 
Ли — Правителю Огня править землей, чтобы она принадлежала людям. Тогда был 
восстановлен старый порядок, люди и боги не посягали друг на друга и не 
оскверняли друг друга. Это-то и называется „прервать сообщение между небом и 
землей“». В трактате «Хуайнаньцзы» говорится, что Чжуаньсюй воевал с богом 
разливов Гунгуном, что заставляет вспомнить миф о Нюйва и починке ею неба, 
разрушенного потопом.
Шаохао также приходился Хуанди внуком или правнуком и, как правитель Запада, 
считался одним из У-Ди. Мать понесла его, как сообщают «Бамбуковые анналы», от 
радуги: «Мать Шаохао увидела, как радуга опустилась в озеро Цветов. 
Почувствовала себя в тягости и родила Шаохао». По преданию, он основал царство 
в бездне Гуйсюй, куда стекали воды всех рек. «Каталог гор и морей» приписывает 
ему воспитание Чжуаньсюя.
Еще одним внуком или правнуком Хуанди был Ди-Ку («государь» или «император» Ку),
 при рождении нареченный Гаосинем. Сыма Цянь говорит о нем: «Гаосинь от 
рождения обладал необыкновенными способностями и, [родившись], сам назвал свое 
имя. Он повсюду приносил пользу всему живому, не думая о себе. Обладая 
прозорливостью, [он] знал о самом далеком, отличаясь проницательностью, вникал 
в самое малое, следуя справедливости, установленной Небом, знал нужды народа. 
[Гаосинь] был человеколюбив и строг, милостив и тверд в своем слове, 
совершенствовал себя, и Поднебесная подчинилась ему. [Он] брал богатства у 
земли и бережно использовал их; ласково наставлял народ и учил его получать 
выгоду; исчислял движение солнца и луны, встречая и провожая их; распознавал 
духов и с почтением служил им. Внешность его была величественной, а добродетели 
высокими. Действия его были всегда своевременными, а одежда — как у простого 
чиновника. Император Ку отличался беспристрастностью, распространяя ее на всю 
Поднебесную, и [поэтому] все, освещаемое солнцем и луной, овеваемое ветром и 
омываемое дождем, подчинялось ему».
Больше всего мифологических и легендарных сюжетов связано с двумя потомками 
Хуанди — великими правителями Яо и Шунем. Яо считался сыном Ди-Ку, который 
явился к его матери в облике красного дракона с изображением человека в красной 
одежде на спине. По Сыма Цяню, «императора Яо [звали] Фань-сюнь, в 
человеколюбии он был подобен Небу, а в знаниях подобен небесным духам. К нему 
устремлялись, как к солнцу, на него взирали, как на [благодатное] облако. 
Будучи богатым, он не был заносчивым, будучи знатным, он не был надменным. [Яо] 
носил желтую шапку и простую черную одежду, ездил в красной повозке, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-