Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
рубил топором мировое яйцо на заре мироздания), лука и стрел, он установил 
различия в одежде для мужчин и женщин, при нем было изобретено каллиграфическое 
письмо.
[23]
Хуанди часто изображали четырехглазым или четырехликим, что вполне 
согласовывалось с его положением правителя Центра, взгляд которого одновременно 
обращен на четыре стороны света. Всех вместе пятерых правителей сторон света 
называли У-ди, то есть «пять владык». Помимо Хуанди, к У-ди относились владыка 
Востока Тайхао (Фуси), владыка Севера Чжуаньсюй, владыка Запада Шаохао и 
владыка Юга Яньди (по другой версии, Ди-Ку, Чжуаньсюй, Шунь и Яо 
соответственно).
[24]
У каждого из этих владык имелись помощники-духи — дух дерева Гоуман у Тайхао, 
дух огня Чжужун у Яньди, дух металла Жушоу у Шаохао, дух воды Сюаньмин у 
Чжуаньсюя и дух земли Хоуту у Хуанди (налицо пятеричная система первоэлементов 
китайской натурфилософии). По мифу, свое главенствующее положение Хуанди 
приобрел, победив в схватке остальных четырех правителей; как говорится в 
трактате «Сунь-цзы», «четыре способа выгодного расположения войск и обеспечили 
Хуанди победу над четырьмя императорами».
[25]





Чию. Вырезка из бумаги (XX в.).


Кроме четверых У-ди, Хуанди пришлось вести войну с Чию, потомком Яньди 
(вероятно, в древности ему поклонялись как богу войны). Как богоборец, Чию в 
древнекитайской мифологии не одинок: можно вспомнить и Гуня, отца усмирителя 
потопа Юя, и Синтяня, о котором «Каталог гор и морей» сообщает: «Синтянь пришел 
бороться с Предком за власть над богами. Предок отсек ему голову, закопал на 
горе Чанъян. Тогда Синтянь из сосков сделал себе глаза, а из пупка рот. Взял в 
руки щит и секиру и исполнил ритуальный танец». Однако о Чию сохранилось 
сведений гораздо больше, чем о других персонажах. Описания облика Чию, как и в 
случае с Хуанди, позволяют предположить его тотемическое прошлое: у него тело 
человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук, на голове рога, а волосы на 
висках словно мечи и копья. По сохранившимся сведениям, он — как и подобало 
богу войны — считался изобретателем оружия; средневековый текст гласит: «Чию 
создал мечи, трезубцы, боевые палицы и большие луки», а современный автор Лю 
Минжу, изучавший фрески в погребальном святилище У Ляна, нашел «в задней 
комнате на третьем камне в третьем слое рисунок чудовища, 
получеловека-полузверя, стоящего вертикально, но имеющего голову барса и когти 
тигра, на голове у него лук, в одной руке копье, в другой меч, левой ногой 
наступил на самострел, правой сжимает секиру. Вид у него крайне свирепый». Этот 
рисунок был отождествлен как изображение Чию.
Против Хуанди Чию восстал, по-видимому, чтобы отомстить правителю Центра за его 
победу над Яньди (по другой версии предания, Чию сначала разгромил Яньди, а 
потом выступил против Хуанди, решив подчинить себе весь мир).




Синтянь, враждовавший с Желтым предком. Иллюстрация к «Каталогу гор и морей».


Войско Чию составляли великаны (некоторые исследовали полагают, что 
существовало целое племя медноголовых великанов Чию), народ Мяо, о котором 
упоминалось выше (миф о разделении неба и земли), злые духи и бесы. Противники 
сошлись на равнине Чжолу (локализуется в нынешней провинции Хэбэй). Сражение 
было ожесточенным, долгое время ни одна из сторон не могла добиться перевеса, 
пока Чию не напустил на поле колдовской туман и войско Хуанди не растерялось. 
Победу Хуанди принесли его дочь Ба и дракон Инлун; как сказано в «Каталоге гор 
и морей», «Чию сделал оружие и пошел войной на Желтого предка. Желтый предок 
приказал тогда Откликающемуся Дракону (Инлуну) напасть на Чию. Откликающийся 
Дракон — водяное животное. Чию попросил Старшего Дядю Ветра (Фэнбо) и 
Повелителя Дождя (Юйши) поднять сильный ветер и дождь. Тогда Желтый предок 
спустил на землю небесную деву по имени Ведьма-Засуха (Ба), и дождь прекратился.
 Затем убили Чию. Ведьма-Засуха не смогла вновь подняться на небо; там, где она 
поселилась, не стало дождей». Исследователи видят в этом рассказе о поражении 
Чию этиологический — объясняющий — миф о появлении на земле дождя и засухи, 
причем, судя по сюжету, заслуга в их появлении принадлежит Хуанди, который 
вновь выступает как демиург.




Фениксы резвятся среди пионов. Китайская народная картина из коллекции 
академика В. М. Алексеева.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-