Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
далеких, так и ближайших. В результате культ Шанди оказался только первым среди 
равных и при всем его огромном значении в Инь и в начале Чжоу так и не 
превратился в культ великого бога, который имел бы много храмов и жрецов и 
пользовался бы всеобщим молитвенным поклонением».

Вероятно, первоначально Шанди был племенным божеством-первопредком, чудесные 
способности которого («он все знает, все видит, все слышит») постепенно 
«модифицировались», вследствие чего и возникло представление о безличном 
всемогущем божестве,
[21]
каковое покровительствует не только отдельному племени, но и государству в 
целом.

К числу божеств-первопредков принадлежали и другие древние боги — Хоуцзи, Фуси, 
Хуанди. Вообще культ предков имел в древнейшем Китае принципиальное значение (и 
во многом сохранил его до наших дней). Считалось, что правитель после смерти 
отнюдь не теряет своей власти, а, напротив, упрочивает ее, присоединяясь к 
другим предкам во главе с Шанди, и получает бразды правления не только над 
миром людей, но и над миром духов. Как пишет Л. С. Васильев, «все 
многочисленные духи сил природы, включая самых первостепенных и значительных, 
как духи дождя или солнца, находились по сравнению с предками в подчиненном 
положении. Обожествленные предки во главе с легендарным первопредком стали 
почитаться превыше всего и практически заменили собой столь характерных для 
других развитых земледельческих народов великих богов».

Об облике Шанди-первопредка можно судить по ритуальным маскам таоте; 
исследователи отмечают характерную особенность этих масок — огромные, выпуклые 
глаза, что соответствует представлениям о всеведении Шанди («он все видит»).
[22]





Чию. Реконструкция Л. П. Сычева.


Если изначально длинный ряд предков возглавлял Шанди, то со временем — по 
причине абстрактизации образа Правителя-Неба — его «сменил» Желтый предок 
Хуанди. В отличие от своего «предшественника», Хуанди уже не столько бог, 
сколько культурный герой, и не случайно именно с перечисления его достижений 
начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь: «Хуанди… от рождения обладал 
необыкновенными дарованиями, младенцем уже умел говорить, в детстве отличался 
смышленостью, в отрочестве — сообразительностью, а став совершеннолетним, 
проявлял большую ясность ума… Он упорядочил пять стихий, насадил пять видов 
злаков, успокоил народ, навел порядок в четырех частях страны, обучил [воинов, 
как] черных и бурых медведей, барсов, леопардов, ягуаров и тигров. Если 
кто-нибудь в Поднебесной не подчинялся, Хуанди выступал и карал его, а успокоив,
 уходил оттуда. [Хуанди] расчищал горные склоны и прокладывал дороги, никогда 
не пребывая в покое. На востоке он доходил до моря и поднимался на гору 
Хуаньшань и гору Дайцзун, на западе доходил до Кунтуна и поднимался на гору 
Цзитоу, на юге добирался до реки Янцзы и поднимался на горы Сюншань и Сяншань, 
на севере [Хуанди] прогнал сюньюйцев, сверил верительные бирки [князей] на горе 
Фушань и создал поселение у Чжолу. Переезжая то туда, то сюда и не занимая 
постоянного места, [Хуанди] использовал [обычно] воинов для защиты своей ставки.

Для названия всех чиновников [Хуанди] использовал [слово] „облако“, назначив 
„облачных управителей“. Поставил левого и правого великого надзирателя, чтобы 
наблюдать за всеми владениями. [Когда же] между всеми владениями установился 
мир, [Хуанди] принес наибольшее число жертв, [чем кто-либо до него], духам 
людей и небесным духам, горам и рекам. [Он] нашел драгоценный треножник и 
рассчитал грядущие дни по тысячелистнику. [Хуанди] следовал законам Неба и 
Земли, гаданиям по темному и светлому, толкованиям о жизни и смерти, 
превратностям существования и гибели.




Маска Таоте. Узор эпохи Инь.


[Он] своевременно сеял все злаки и травы, [сажал] деревья, приручал и разводил 
птиц, зверей, червей и бабочек, наблюдал за солнцем, луной, звездами и 
созвездиями, добывал землю, камни, металлы и яшму, в трудах не жалел своих 
способностей и сил, ушей и глаз, бережливо использовал воду, огонь, лес и 
другие богатства. Поскольку [в свое время] появилось благовещее знамение стихии 
земли, его прозвали Хуанди („Желтый император“)».

В облике Хуанди еще прослеживаются черты тотемизма — он имел лик дракона. Ему 
приписываются изобретение топора (но тут можно вспомнить о Паньгу, который 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-