Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
Из «Каталога гор и морей» следует, что древние китайцы поклонялись бронзовым 
колоколам, которые олицетворяли плодородие, военным барабанам как символам 
войны, камням — опять-таки как олицетворениям плодородия (например, камень 
считался атрибутом богини-свахи) и как предкам; также в Древнем Китае 
существовал культ гор, с которым был тесно связан культ предков, и культ рек и 
источников. В том же «Каталоге» чрезвычайно часты упоминания о зооморфных духах,
 о чудесных превращениях в животных и о чудесных происхождениях людей от 
животных; на основании этих и подобных им сведений и археологических данных 
исследователи делают вывод о существовании в Древнем Китае развитой 
тотемистической системы.
[20]
Здесь можно вспомнить и миф о превращении Гуня в медведя, и миф о чудесном 
рождении Хоуцзи (в пересказе Сыма Цяня он звучит так: «Чжоуский Хоуцзи носил 
имя Ци. Его мать, девушку из рода Ю-тай, звали Цзян Юань, она была старшей 
женой императора Ку. [Однажды], выйдя в поле, Цзян Юань увидела след [ноги] 
великана, сердце ее наполнилось радостью, и она захотела наступить на этот след,
 а наступив на него, [почувствовала] в себе движение, похоже, как понесла плод. 
Наступил срок, и у нее родился сын. Считая это плохим предзнаменованием, она 
бросила ребенка в узком проулке, однако проходившие здесь лошади и быки 
обходили [брошенного] и не наступали на него; [тогда Цзян Юань] перенесла 
ребенка в лес, но в это время на горе в лесу находилось множество людей, 
[поэтому она вновь] перенесла его и бросила на льду в канаве, но прилетели 
птицы и своими крыльями укрыли младенца со всех сторон. Тогда Цзян Юань поняла, 
что родила необыкновенное дитя, подобрала сына, вскормила и вырастила его»), и 
предание о рождении Лю Бана, основателя империи Хань, мать которого понесла от 
дракона. К слову, с этими тотемистическими представлениями связано и 
возникновение китайского «животного» зодиака, в котором знаки 12 животных 
служат для обозначения 12 «земных ветвей» 60-летнего цикла. Также тотемическими 
по происхождению являются зооморфные образы богов и духов, которыми пестрит 
«Каталог» и от которых старательно избавлялась позднейшая традиция. Так, в 
«Каталоге» Хозяйка Запада Сиванму — это «человек в пышном женском уборе, с 
зубами тигра, хвостом леопарда», более же поздние тексты и изображения 
представляют ее полностью антропоморфной богиней, владевшей снадобьем 
бессмертия. Подобной трансформации подверглись и другие древние боги; 
зооморфный облик сохранили только Нюйва и Фуси, которых всегда изображали в 
облике полулюдей-полузмей (до талии люди, ниже талии — змеи, причем их хвосты 
переплетены, что символизирует брачный союз первопредков).

Культ гор, рек и источников носил ярко выраженный анимистический характер: 
каждая гора, каждая река, озеро или родник имели своего бога — от большинства 
не сохранилось ничего, кроме имен. Источники позволяют реконструировать лишь 
некоторые мифы — например, миф о Хэбо, боге реки Хуанхэ, топившем людей и 
побежденном Лучником И, или миф о боге разливов Гунгуне, повредившем небо. К 
анимистическим верованиям восходит и представление о Божественном Небе — Шанди 
(или Тяньди).




Духи Западных гор. Иллюстрация к «Каталогу гор и морей».


Шанди — божество-абстракция, подобное древнеиранскому Ахура-Мазде, «Чистейшему 
Свету». Он главенствует над духами и разрешает править от своего имени земному 
властителю (Сыну Неба — Тяньцзы), вручая тому мандат на правление (Тянь мин). 
Культ Шанди со временем стал государственным, причем жертвоприношения Небу 
совершались самим императором вплоть до 1911 года. По гадательным надписям 
иньского периода можно установить, что Шанди считался не только верховным богом,
 но и родоначальником и покровителем людей; известен миф о чудесном рождении 
первого иньца Се, который Сыма Цянь передает так: «Мать иньского Се — женщину 
из рода Ю-сун — звали Цзянь-ди, она была второй женой императора Ку. [Как-то] 
три женщины отправились купаться и увидели, как пролетавшая ласточка уронила 
яйцо. Цзянь-ди взяла его и проглотила, вслед за чем понесла и родила Се». Этой 
ласточкой был именно Шанди, воплотившийся в птицу.




Предок. Бронза (II тысячелетие до н. э.).


В образе Шанди присутствует любопытная черта, которую отмечают многие 
исследователи, например Л. С. Васильев: «Если в древнем Египте и в некоторых 
других государствах древнего Востока великий бог, хотя он и считался предком 
правителя, рассматривался прежде всего и главным образом именно как бог, как 
великая сверхъестественная сила, то в Китае Шанди, хотя он и считался верховным 
божеством, рассматривался прежде всего именно как предок. Это привело к потере 
в культе Шанди многих из тех специфических черт, которые характерны именно для 
культа великого бога. Пышная обрядовость, обилие жертв, торжественность 
ритуалов — все это было сконцентрировано уже в Инь на культе предков, как 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-