|
Китайская традиция знает несколько ответов на этот вопрос — от умозрительных
(из сочетания Инь и Ян) до вполне конкретных. Версию о появлении людей из
взаимодействия Инь и Ян приводит трактат «Хуайнаньцзы»: «И родились из хаоса
два духа, создавшие небо и землю… Из мутной субстанции (Инь. —
Ред
.) образовались твари, из чистой (Ян. —
Ред.)
— человек». Впрочем, как замечает Юань Кэ, «этой версии никто не верил, и в
конце концов она исчезла бесследно, не оставив сколько-нибудь значительного
следа».
Выше уже упоминалась другая версия — что люди возникли из паразитов, ползавших
по телу Паньгу. Юань Кэ, как бы примеряя на себя маску Ван Чуна,
философа-полемиста ханьской эпохи, склонного к наивно-рационалистическим
толкованиям мифов, говорит: «Эта версия ущемляла человеческую гордость и
поэтому не получила широкого распространения».
В ряде средневековых трактатов упоминается о том, что род человеческий пошел от
Паньгу и его жены, однако здесь скорее имело место восприятие Паньгу как Паньху,
«очеловеченной» собаки — предка некитайских народов.
В «Хуайнаньцзы» приводится и еще одна версия мифа о сотворении людей: «Хуанди
создал мужские и женские органы, Шанпянь создал уши и глаза, Санлинь создал
руки, и стали возможны семьдесят превращений Нюйва». О семидесяти превращениях
богини Нюйва как акте миротворения говорилось выше, и, если вспомнить все
свершения Нюйва как демиурга, ее непосредственное участие в создании людей
выглядит весьма логичным. В другом трактате («Толкование обрядов и обычаев»)
Нюйва прямо называется создательницей людей: «Простой народ говорит, что, когда
небо и земля только отделились друг от друга, еще не было людей. Нюйва взяла
желтую землю и стала их лепить. Но силы у нее истощились, не хватало времени.
Тогда она стала делать людей, водя веревкой по простой глине. Богатые, знатные
и ученые — это люди, вылепленные из желтой глины, а бедные, подлые и неучи —
сделаны веревкой». Разумеется, в последнем сюжете отчетливо видны поздние
фольклорные мотивы, но древнее мифологическое ядро несомненно. Кстати сказать,
вождение веревкой по глине вызывает в памяти древнеиндийский миф о пахтанье
богами мирового океана, когда в качестве мутовки использовался гигантский змей
Васуки: в результате этого деяния из океана возникли «многие ценности».
Также имеется миф о том, что человеческий род — прямые потомки Нюйва и Фуси,
которые сочетались браком и породили первых людей.
Нюйва, держащая солнце. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.
Образ Нюйва и связанные с ним мифологические сюжеты заставляют предполагать в
этом персонаже древнюю богиню плодородия, богиню-мать, подобную античным Рее и
Кибеле. «Материнские» качества Нюйва по отношению к мирозданию в целом и людям
в частности подтверждаются сообщениями о почитании этой богини как Великой
свахи и учредительницы и покровительницы брачных союзов — Гаомэй: «Нюйва
принесла жертвы с молениями богу и превратилась в сваху… Ее сделали
богиней-свахой, учредили ей жертвоприношения…» По замечанию Э. М. Яншиной,
«отдельные черты Нюйва дают в своей совокупности комплекс, характерный для
образа древней матери-прародительницы — божества плодородия в той его стадии,
когда культ предков сливался еще с культом природы. Дошедшие до нас версии
мифов о Нюйва совмещают в себе различные исторические напластования и
свидетельствуют о том, что в устной традиции существовали различные варианты
сюжетов об этой богине. Но, изменяясь и варьируясь, космогонические темы
продолжают группироваться вокруг Нюйва — одной из крупнейших фигур
космогонических мифов древнейшего Китая».
Усилиями конфуцианцев культ Нюйва был оттеснен в историческое время на задний
план и подчинен культу Фуси, а затем и вовсе предан забвению. Других древних
богов во многом постигла та же участь. Однако реконструкция мифов позволяет до
известной степени восстановить древнекитайский пантеон, характерной
особенностью которого было отсутствие «групповых» божеств, подобных Олимпийцам
греков, асам и ванам скандинавов, дева, адитьям и асурам индийцев, Амеша Спента
древних иранцев. Боги Древнего Китая были сугубо индивидуальны, что, возможно,
объясняется разобщенностью племен.
Фуси и Нюйва, держащие солнце и луну. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.
Почитание божеств восходит к временам тотемизма и анимизма — и даже фетишизма.
|
|