Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 

Охотник, стреляющий в воронов-солнц. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.


Стрелок, или Лучник И (Хоуи), был в числе тех, кого Небесный владыка послал на 
землю, чтобы помочь людям. Он совершил ряд подвигов, которые с полным 
основанием позволяют причислить его к культурным героям, — победил нескольких 
чудовищ (то есть упорядочил хаос); впоследствии за эти подвиги его стали 
почитать как божество, прогоняющее бесов. Еще он сражался с божествами, 
мешавшими людям, — Ветром-Дафэн, Хэбо, богом реки Хуанхэ, Девятью Младенцами. 
Главный же подвиг И — уничтожение «лишних» солнц. По трактату «Хуайнаньцзы», 
это случилось во времена легендарного правителя Яо, правление которого в 
конфуцианской традиции служит олицетворением «золотого века». На небосвод 
одновременно поднялись десять солнц, жар которых испепелял все живое; как писал 
Цюй Юань, «там десять солнц всплывают в небесах и расплавляют руды и каменья». 
Тогда И взял красный лук и белые стрелы — подарок Небесного правителя — и 
меткими выстрелами поразил девять солнц из десяти. Эти девять солнц рухнули 
наземь в облике золотых воронов, «и тогда в Поднебесной широкое стало узким, 
опасное — легким, далекое — близким, и с тех пор установился в мире порядок» 
(«Хуайнаньцзы»). По замечанию Э. М. Яншиной, «можно предположить, что исходным 
моментом… уничтожения Охотником девяти из десяти солнц была ритуальная 
охота-погоня-добывание богом-охотником небесного светила», то есть еще один 
подвиг культурного героя — наделение людей светом. Э. М. Яншина видит в мифе о 
Хоуи метафору завершения обустройства мира: «Смысл подвигов Охотника в том, что 
они знаменуют собой уничтожение хтоничности, представления о которой были 
характерны для раннеродовой эпохи, и водворение гармонии и соразмерности, что 
соответствует взглядам на природу в более позднюю эпоху».

Однако, если следовать «внутренней хронологии» китайской традиции, завершающий 
этап обустройства мира — это усмирение нового потопа, случившегося в правление 
Шуня, преемника государя Яо. Потоп начался еще при Яо и продолжался более 
двадцати лет; трактат «Мэнцзы» гласит: «Во времена Яо воды повернули вспять и 
затопили весь Китай. Повсюду поселились змеи и драконы (олицетворения 
хтонической природы и водной стихии. —
Ред.),
и людям негде было жить. Жившие в низинах сооружали гнезда, жившие в горах 
селились в пещерах… Быстро размножались звери. Хлебные злаки не созревали. 
Звери и птицы вытесняли людей, а следы зверей и птиц пестрели по всему Китаю». 
Яо призвал советников, которые высказались за то, чтобы послать на борьбу с 
потопом Гуня, внука Небесного владыки.
[17]
Гунь девять лет строил дамбы, но не преуспел в своих начинаниях. Отчаявшись, он 
похитил у Яо саморастущую землю (сижан), чтобы усмирить воды, но снова не 
справился и по велению Яо был казнен. Его тело три года пролежало нетленным на 
вершине горы,
[18]
а на четвертый год из чрева Гуня вышел его сын Юй, который продолжил — и сумел 
успешно завершить — отцовский труд.


Юй попросил у Небесного владыки сижан и получил его, а также сонм больших и 
малых драконов во главе с Инлуном, некогда победившим бога войны Чию (см. ниже).
 Согласно ряду текстов, Юй строил плотины, рыл канавы и каналы, сравнивал холмы,
 а дракон Инлун чертил хвостом по земле указывая путь потопа. В трактате 
«Моцзы» говорится: «Некогда Юй, усмиряя воды потопа, прорывал русла рек и давал 
им проход через земли Четырех варваров и Девять областей. Он дал название 
тремстам горам, провел русла трем тысячам больших рек, а скольким малым и не 
счесть. Юй сам нес торбу и лопату и делал сток рек Поднебесной. На ногах и 
бедрах у него стерлись волосы. Умывал его сильный дождь, причесывал быстрый 
ветер. Так он трудился для Поднебесной». Сыма Цянь, подытоживая деяния Юя, 
прибавляет: «Наибольшие заслуги были у Юя, он прорубил девять гор, устроил 
стоки для девяти озер, проложил русла для девяти рек и установил девять 
областей, каждая из которых приносила дары сообразно с занятиями ее [населения],
 что не нарушало интересов областей… Затем Юй сыграл девять напевов, [на звуки 
которых] явились удивительные твари, прилетела и стала кружить пара фениксов. 
[Так] со времени юйского императора [Шуня] в Поднебесной началось раскрытие 
всех добродетелей». Иными словами, борьба Юя с потопом вполне может 
трактоваться как последнее космогоническое деяние, которым завершилось 
обустройство мира.
[19]

К тому времени, когда обустройство мира наконец завершилось, его уже давно 
населяли люди. Однако, в духе «Вопросов небу» Цюй Юаня, пора задаться вопросом: 
откуда они взялись на земле?




Юй — усмиритель потопа. Рисунок эпохи Хань.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-