|
К. Юнг видел в мировом древе схему человеческого мышления: истоки
бессознательного (корни) — реализации сознательного (ствол) — транссознательная
цель (крона).
Небесный символ. Царство Восточное Чжоу.
Мировое древо древнекитайской мифологии — дерево Цзянь (цзяньму), растущее на
равнине Дугуан, в «центре Поднебесной». Эта равнина, согласно трактату
«Хуайнаньцзы», отличается необыкновенным плодородием: «Растут там привольно
жирные бобы, рис, просо и гаолян. Все злаки тут сами произрастают и зимой, и
летом. Распевают там птицы луань и танцуют птицы фэн (фениксы. —
Ред.),
приносит плоды дерево долголетия линшоу, всяких трав и деревьев там множество,
и собираются там стада зверей. Травы же эти ни зимой, ни летом не сохнут».
Дерево Цзянь — единственное из чудесных деревьев китайской мифологии
достигавшее небес — растет посредине равнины Дугуан. Его ствол уходит в облака,
ветвей на нем нет, только девять сучьев на макушке, а корни переплетены между
собой «девятью отростками». По этому дереву сходили на землю и поднимались
обратно в небеса небесные владыки (согласно «Каталогу гор и морей», по этому же
древу поднялся на небо великий предок Фуси).
Вариантами мирового древа выступают многочисленные «солнечные» и «лунные»
деревья — например, шелковичное дерево Фу, на ветвях которого сидят
вороны-солнца, дерево Жо, на верхушке которого гнездятся десять солнц; также
следует упомянуть дерево бессмертия даньму, расцветающее раз в пять лет и
находящееся под покровительством Желтого предка (Хуанди), персиковое дерево,
символизировавшее плодородие (и позднее переосмысленное как дерево бессмертия),
дерево Трех Жемчужин, упоминаемое в «Каталоге гор и морей» и изображавшееся на
погребальных рельефах и др.
Гора Куньлунь (равно как и ее «ипостаси» — другие горы, многократно упоминаемые
в том же «Каталоге»; вообще для мифорелигиозной традиции Китая характерен культ
камней и гор, почитавшихся как предки
[16]
) и дерево Цзянь соединяют между собой три мира — небеса, землю и преисподнюю
(нижний мир), вход в который расположен в пещере на вершине горы. Небо, как
считалось, состоит из девяти слоев («сводов»), первый из которых расположен
непосредственно над Куньлунем. По небу, сменяя друг друга, движутся солнца и
луны (их столько же, сколько дней и ночей в году); позднее появился миф об
уничтожении «лишних» солнц (см. ниже). Также на небе находятся пять звездных
дворцов-гун, соотносимых с пятью сторонами света, — это Срединный, Восточный,
Южный, Западный и Северный гуны; они олицетворяются созвездиями — Тай-и, Цинлун,
Чжуцяо, Байху и Сюаньу.
Что касается горизонтальной проекции древнекитайского мифологического
мироздания, она строится на пятичленном делении мироздания — помимо привычных
нам четырех сторон света важное значение имеет центр, или середина
(самоназвание Китая — Чжун Го, то есть «срединная земля»).
Дерево денег. Китайская народная картина.
Куньлунь находится в Цзичжоу — это либо одна из «девяти областей», либо
единственный обитаемый континент из «четырех пределов». Свою форму
горизонтальная проекция приобрела после бесчинства Гунгуна и починки неба,
произведенной Нюйва: как сказано в трактате «Хуайнаньцзы», «небо накренилось на
северо-запад, куда и движутся солнце, луна, звезды и планеты. Земля стала
неполной на юго-востоке, куда и текут реки и потоки (или пыль)». На востоке от
обитаемой земли, на неведомом расстоянии, лежит огромная пропасть, бездонная
пучина, в которую стекают все воды — «со всех сторон света, девяти пустынь и
Небесной реки» («Лецзы»). В море, где находится эта пучина, плавают острова
Блаженных — Пэнлай, Дайсюй, Юаньцзяо, Фанчжан и Инчжоу (это даосский «вклад» в
древнюю мифогеографию); два из них утонули во время катаклизма, вызванного
нападением великанов (подробнее см. в главе III), уцелели Пэнлай, Фанчжан и
Инчжоу. По «Каталогу гор и морей», с суши Цзичжоу окружали земли, населенные
самыми невероятными созданиями — карликами, великанами, «твердогрудыми»,
«свинорылыми», «безутробными» и т. п.
Свой окончательный вид китайское мифологическое мироздание приобрело после двух
катастроф и устранения их последствий. Первая катастрофа — чудовищный зной,
которым опаляли землю десять солнц; вторая — новый всемирный потоп.
|
|