|
Б. Дас Пандек. Баларама и Кришна (1865 г.).
Когда Арджуна увидел, что ему предстоит сражаться с дедом Бхишмой и со своим
наставником Дроной, не говоря уже о многих друзьях, остававшихся при дворе
Дхритараштры, — он отбросил лук и сказал себе:
Я чувствую: мышцы мои ослабели,
Во рту пересохло и дрожь в моем теле,
Мутится мой разум, и кровь стынет в жилах,
И лук я удерживать больше не в силах.
Зловещие знаменья вижу повсюду.
Зачем убивать я сородичей буду?
Те, ради кого нам победа желанна,
Пришли как воители вражьего стана.
Наставники, прадеды, деды и внуки,
Отцы и сыны напрягли свои луки.
Зятья и племянники, дяди и братья, —
Но их не хочу, не могу убивать я!
Пусть лучше я сам лягу мертвым на поле:
За власть над мирами тремя, а тем боле
За блага земные, — ничтожную прибыль! —
Нести не хочу я сородичам гибель!
Единственным, кто смог переубедить Арджуну, оказался Кришна, раскрывший герою
учение дхармы
[64]
Это была зна менитая «Бхагавад-гита» («небесная песнь»), которая прогнала
печаль Арджуны и побудила его к сражению.
Есть в чувствах телесных и радость, и горе;
Есть холод и жар; но пройдут они вскоре;
Мгновенны они О, не будь с ними связан,
О Арджуна, ты обуздать их обязан!
Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,
Кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен.
Скажи — где начала и где основанья
Несуществованья и существованья?
Лишь тот, кому правды открылась основа,
Увидел границу того и другого.
Где есть бесконечное, нет прекращенья,
Не знает извечное уничтоженья.
Тела преходящи, мертва их отдельность;
Лишь вечного Духа жива беспредельность.
Не плачь же о тех, кто слезы недостоин,
И если ты воин — сражайся как воин!
Битва продолжалась восемнадцать дней. Бхима повел свои войска на кауравов.
Арджуна вступил в поединок с Бхишмой, Юдхиштхира — с царем племени мадров
Шальей. В первый же день сражения пандавы потеряли сотни тысяч воинов, а стрелы
Бхишмы несли смерть все новым и новым жертвам. Бхишме, деду пандавов и кауравов,
сражавшемуся на стороне Дурьодханы, не было равных в бою на колесницах. К
исходу девятого дня битвы пандавам стало ясно, что, пока жив Бхишма, у них нет
ни малейшей надежды на победу. Неожиданно Юдхиштхира вспомнил, что в свое время
Бхишма обещал ему всегда помочь советом; пандавы проникли под покровом ночи в
лагерь кауравов, и Юдхитшира прямо спросил у Бхишмы, как того можно убить.
Бхишма не стал скрывать, что он непобедим до тех пор, пока при нем остается его
лук, и даже в этом случае смерть ему принесет только удар Арджуны или Кришны.
Поскольку Кришна не мог воевать из-за принесенного им обета, участь сделать
роковой выстрел выпала Арджуне.
На следующий день, когда Бхишма в одиночку сражался с войском пандавов, вперед
выступил сын царя Друпады Шикхандин — рожденный девочкой, но по воле богов
сменивший пол. Он выстрелил в Бхишму — и тот выронил лук, а Арджуна двадцатью
стрелами разбил другое оружие деда и наконец поразил стрелой его самого. На
смертном одре Бхишма предсказал поражение кауравов:
В сей битве победу одержат пандавы, —
Затем, что пандавы, о милый мой, правы!
После смерти Бхишмы кауравы обратились за подмогой к Карне, сводному брату
пандавов и сыну Кунти и Сурьи. По совету Карны войско кауравов возглавил Дрона,
|
|