|
Это был Карна, первенец Кунти, воспитанный ненавистником кшатриев Парашурамой
(аватара Вишну); Парашурама учил Карну, думая, что наставляет брахмана. Когда
же выяснилось, что Карна — кшатрий, было уже поздно: он успел перенять от
учителя все знания. Разгневанный Парашурама проклял ученика и предсказал, что
тот будет побеждать во всех сражениях, кроме последнего, когда неверно выберет
оружие, и этот ошибочный выбор приведет его к гибели.
Карна заявил, что может повторить все подвиги Арджуны, и вызвал Арджуну на
поединок. Но схватка не могла состояться, поскольку Карна считался сыном
колесничего, а сразиться с царевичем мог только равный ему в благородстве
рождения. Тогда Дурьодхана, снедаемый ненавистью к пандавам, заставил своего
отца признать Карну царем. Препятствие было устранено, но тут зашло солнце,
состязания объявили закрытыми и соперники разошлись без поединка.
Прошло несколько лет, и старший из пандавов, Юдхиштхира, достиг совершеннолетия.
По закону Дхритараштра должен был вернуть юноше царство его отца Панду. Однако
Дурьодхана, желавший трона для самого себя, стал внушать Дхритараштре, что
пандавы злоумышляют против него и что следует удалить их из Хастинапуры.
Дхритараштра поддался на убеждения сына и отправил пандавов в Варанавату
(Бенарес) на празднество в честь Шивы. Там для них выстроили дом, стены
которого пропитали смолой. Дурьодхана приказал своему доверенному слуге поджечь
ночью этот дом, а подданным Дхритараштры сообщить, что пандавы и их мать Кунти,
которая сопровождала сыновей, погибли от случайного пожара.
О планах Дурьодханы узнал дядя пандавов, мудрец Видура; он сумел предупредить
племянников о грозящей им беде, и пандавы вместе с матерью бежали из дома через
тайный подземный ход. На рассвете, когда они были уже далеко от города, дом
загорелся; на пожарище обнаружили трупы пяти мужчин и одной женщины (это были
странники, которых пандавы пустили переночевать
[61]
), и решили, что Кунти и ее сыновья погибли.
Пандавы скрывались в лесах, пока не услышали, что царь панчалов Друпада выдает
замуж свою дочь Драупади, причем непременным условием получения ее руки
является победа в состязании лучников.
Друпада рос вместе с Дроной, они крепко дружили, и однажды Друпада пообещал
другу, что, когда станет царем, наделит того богатством и почестями. После
обучения их дороги разошлись, но со временем изнемогавший от нужды Дрона
вспомнил об обещании Друпады и отправился к его двору. Его встретили приветливо,
но когда Дрона напомнил царю о детской клятве, Друпада возмутился притязаниями
нищего брахмана и прогнал его. Дрона твердо решил отомстить и с тех пор
посвятил себя упражнениям с оружием; понимая, что в одиночку ему с Друпадой не
справиться, он искал союзников и именно поэтому нанялся воспитателем пандавов,
рассчитывая обрести в их лице могущественную поддержку.
По обычаю ученик, завершив обучение, должен был отдать наставнику за его труд
определенную плату. Когда пандавы спросили Дрону, какой платы он желает, тот
ответил: «Приведите ко мне пленником царя панчалов». Царевичи выступили в поход
на царство панчалов, Арджуна, благодаря своей доблести и военной хитрости, взял
в плен Друпаду и привел к Дроне. Тот посмотрел на униженного царя, объявил, что
забирает у него половину царства, и отослал Друпаду обратно. Снедаемый жаждой
мести Друпада стал совершать аскетические подвиги и взывать к Брахме; наконец
божество явилось ему, и Друпада попросил, чтобы ему даровали сына, который
убьет Дрону, и дочь, которая станет женой Арджуны. Брахма выполнил просьбу: у
Друпады родились сын Дхриштадьюмна и дочь — Драупади.
Переодетые отшельниками пандавы прибыли ко двору Друпады на состязание стрелков.
Друпада же, поверивший слухам о гибели Арджуны, решил найти для дочери жениха,
не уступающего Арджуне в искусстве стрельбы, и велел изготовить гигантский лук,
из которого следовало поразить пятью стрелами кольцо, висевшее на огромной
высоте
[62]
.
Никто из участников состязания, включая Дурьодхану, не смог попасть в цель.
Когда вышел Карна, в ход событий вмешалась Драупади, которая объявила, что ему
не следует стрелять, ибо она не выйдет замуж за сына колесничего. Наконец
остался один претендент — молодой брахман в оленьей шкуре. Он совершил
поклонение луку, натянул тетиву и послал одну за другой все пять стрел в
середину кольца. Друпада признал брахмана победителем, и Драупади возложила на
него венок, означавший согласие выйти замуж. Присутствовавшие на состязании
царские сыновья, задетые победой брахмана, неожиданно напали на победителя, но
пандавы и панчалы разгромили своих противников и обратили их в бегство, а затем
брахман открылся Драупади и царю Друпаде. Пандавы не стали задерживаться в
городе и вернулись к своей матери, ожидавшей их в лесу. Арджуна похвалился
Кунти, что сумел добыть нечто ценное, на что мать ответила: «Поделись же, как
обычно, с братьями». Тем самым Драупади стала одновременно женой всех пяти
пандавов
[63]
.
|
|