Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
«Атхарвангираса», то есть «книга Атхарвана и Ангираса». Атхарван и Ангирас — 
мудрецы-риши, олицетворяющие, соответственно, белую и черную магию. В основе 
«Атхарваведы» лежат народные заговоры и заклинания, литературно обработанные 
редакторами-брахманами. Мифология в этой веде подчинена магии: мифы чаще всего 
выступают как «обрамление» магических действий. Нужно также отметить, что 
верховный бог «Ригведы» Индра в «Атхарваведе» уступает свое место богу огня и 
домашнего очага Агни.

К ведам примыкают брахманы («толкования Брахмана») — прозаические тексты 
различного объема, содержащие ритуальные, мифологические и другие пояснения к 
самхитам. Брахманы «Ригведы» — «Айтарея» и «Каушитаки», брахманы «Самаведы» — 
«Панчавинша» и «Джайминия», брахмана Черной «Яджурведы» — «Тайттирия», брахмана 
Белой «Яджурведы» — «Шатапатха», брахмана «Атхарваведы» — «Гопатха». По 
замечанию А.Я. Сыркина, время составления брахман совпадает с последним 
периодом оформления сам-хит — около X–VII вв. до н. э.
В состав брахман входят араньяки (буквально «лесные») — тексты для тех, кто 
удалился в леса, дабы посвятить свою жизнь благочестивым размышлениям. Известны 
также упанишады — поучения, передаваемые от учителя к ученику. Древнейшие 
упанишады входят в состав брахман, более поздние существуют как самостоятельные 
тексты. Вместе они составляют как бы заключительную часть вед, поэтому нередко 
называются ведантой («цель вед»).
Все эти разновидности текстов — веды, брахманы, упанишады — принадлежат к 
разряду шрути, то есть «услышанных» поэтами от богов. Всю совокупность шрути 
можно представить в виде таблицы (см. табл.).
Другой раздел ведической литературы — смрити, то есть «запоминаемое»; это 
ритуальные, законодательные и научные трактаты (сутры), возникшие на основе 
брахман и комментирующие веды. Совокупность сутр образует ведангу («часть вед»).
 Впрочем, некоторые исследователи помещают сутры между шрути и смрити как 
вспомогательные тексты; сюда относятся фонетики, метрики, грамматики, 
этимологии, ритуальные поучения и астрономические трактаты. К смрити же 
причисляют эпические сочинения («Махабхарата», «Рамаяна»), пураны («древние») и 
итихасы («бывшие») — повествования о прошлом, а также дхармашастры — своды 
законов.
Древнеиндийские самхиты


По замечанию Т.Я. Елизаренковой, «вся древняя литература в Индии была устной, 
независимо от того, рассматривалась ли она как непреходящее божественное 
откровение — шрути или как ограниченное человеческое знание — смрити, 
пользовавшееся авторитетом, только если оно не противоречит шрути».

С возникновением буддизма к каноническим текстам веданты, веданги и смрити 
добавилась «Трипитака» (или «Типитака»; буквально «Три корзины») — священные 
тексты буддистов на языке пали. В первой части «Винаяпи-така» собраны поучения 
о том, как подобает себя вести; в «Суттапитаке» изложены основы буддийского 
вероучения, а в «Абхидхаммапитаке» разрешаются религиозно-философские вопросы. 
По преданию, составление «Трех корзин» началось сразу же после смерти Будды. 
Известно, что основные части «Винаи» и «Сутты» существовали уже в правление 
царя Ашоки (III в. до н. э.). Кроме палийской «Трипитаки», сохранились тексты 
на других языках — китайском, пракрите магадхи, буддийском санскрите. Некоторые 
исследователи полагают, что именно санскритские канонические тексты отразили 
очень раннюю и вполне надежную традицию, нисколько не уступающую по своей 
ценности преданиям палийской школы, а в ряде случаев и превосходящую ее.
Джайнский канон, традиционно разделяемый на каноны Дигамбары («одетые сторонами 
света») и Шветамбары («одетые в белое»), включает в себя множество текстов. Так,
 свод Шветамбары состоит из нескольких десятков трактатов — сутр.

Для человека европейской (шире — евроатлантической) культуры Индия неизменно 
притягательна. «Магнетическую силу» Индии замечательно описал в своих путевых 
дневниках Н.К. Рерих:
«Какие магниты заложены в Индии? Самые лучшие образы рассыпаны в неосознаваемом 
богатстве. Индия знает всепроникающее качество магнита.
Индия, мы будем вспоминать тебя с тем же радостным трепетом, как первый цветок 
на весеннем лугу.
Из брахманов твоих мы выберем самого лучшего, который понял мудрость вед. 
Изберем раджу, который стремился к нахождению путей истины. Усмотрим вайшью и 
шудру, которые вознесли свое ремесло и труд для восхождения мира.
Котел кипящий — горнило Индии. Кинжал верований над белою козочкой. Призрак 
пламени костра над вдовицей.
Сложны складки одеяния твоего, Индия. Грозны покрывала твои, раздутые вихрем. И 
смертоносно палящи неумолимые скалы твои, Индия.
Но мы знаем благовония твои. Но мы будем вспоминать тебя с тем же трепетом, как 
лучший первый цветок на весеннем лугу».



Глава 2
«ИЗ ВОЛНЕНИЯ ОКЕАНА ПОЯВИЛОСЬ ВРАЩЕНЬЕ ГОДА»: индийский миф творения


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-